КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Онлайн-интервью с председателем комиссии Общественной палаты Республики Коми по формированию правовой грамотности, защите прав граждан, этике и регламенту А.Н. Князевым

← к списку онлайн-интервью Князев А.Н.

«Гражданское право – всё, что тебя касается!»

Cостоялось онлайн-интервью с председателем комиссии Общественной палаты Республики Коми по формированию правовой грамотности, защите прав граждан, этике и регламенту, научным сотрудником ФГБОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет", членом Ассоциации юристов России, кандидатом юридических наук, профессиональным медиатором, адвокатом Алексеем Николаевичем Князевым. В ходе интервью А.Н.Князев рассказал об актуальных вопросах гражданского права, реформировании гражданского законодательства, о деятельности комиссии Общественной палаты, которую он возглавляет, а также ответил на вопросы посетителей сайта.

КонсультантПлюсКоми: Алексей Николаевич, гражданское право так или иначе затрагивает каждого человека… Давайте напомним посетителям сайта, что такое гражданское право? Какие сферы оно охватывает?

Алексей Николаевич: Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные, в частности, определяет то, что гражданин может: какие сделки заключить, с какого возраста, когда у него наступает полная дееспособность. В то же время гражданское право охватывает вопросы правового регулирования действий компаний.

Так или иначе, эта область права затрагивает человека в любой период жизни – от момента рождения и до момента смерти, и даже после. Например, садясь в автобус, мы уже совершаем сделку гражданско-правового характера. Поэтому сказать, что есть люди, которых гражданское право не касается – это неверно. Другое дело, что мы в большинстве своем пользуемся своими правами, не обладая специальными познаниями, хотя в каких-то моментах такие знания нужны. Конституцией установлено, что гражданское законодательство относится к предмету ведения Российской Федерации. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут создавать новые нормы в части регулирования гражданско-правовых отношений – они могут лишь реализовывать свои гражданские права, например, распоряжаться муниципальным имуществом.

Объем нормативно-правовых актов, регулирующих гражданское право, достаточно большой, начиная от гражданского кодекса и заканчивая подзаконными актами – указами Президента, постановлениями Правительства и другими. При этом, гражданское право не стоит на месте, развивается. Какие-то сферы начинают более объемно регулироваться, как, например, корпоративные отношения, которые сейчас выделяют в отдельную группу в рамках гражданского права, придав тем самым им особый статус. Когда-то к гражданскому праву относилось и семейное право, но сейчас в связи с множеством норм появились особые способы регулирования и большая часть отдана даже не правовому регулированию, а нормам морали и нравственности. Поэтому семейное право выделено в отдельный блок и рассматривается как самостоятельная отрасль. Хотя те же имущественные отношения супругов в части определения каких-то базовых понятий остались в сфере гражданского права.

КонсультантПлюсКоми: В марте 2013 года вступили в силу масштабные поправки в Гражданский кодекс РФ. Работа по изменению Гражданского кодекса РФ активно велась последние четыре года, в течение которых были внесены поправки во все четыре части Кодекса. Будут изменены и по-новому звучать многие принципы гражданского права, появятся новые понятия, термины и институты. Прокомментируйте, пожалуйста, грядущие изменения.

Алексей Николаевич: Да, изменения грядут действительно большие. Инициатива шла сверху – от Президента РФ, который предложил системно подойти к этой работе. Впервые законодатель попытался не латать, не принимать решения по отдельным блокам, а начать с концепции – а чего мы, собственно, хотим от гражданского права? Поэтому сначала была сформулирована концепция развития гражданского законодательства, был проведен анализ существующего положения. Например, анализировалось, почему одни организационно-правовые формы более популярны, чем другие, почему отдельные виды юридических лиц используются в серых схемах, а какие-то совершенно неинтересны предпринимателям и так далее. Вопросов было много, включая уже накопившийся с 90-х годов, когда активно стали развиваться рыночные отношения, большой объем правоприменительной практики. Назрела необходимость изменения не только отдельных специальных норм, но и норм общей части гражданского кодекса, то есть базовых понятий, – они были расширены, дополнены, появились некие ключевые категории. Например, было включено и прописано понятие добросовестности. Ранее суды обращались и давали оценку добросовестности участников, если этого прямо требовал закон. А сегодня законодатель впервые прямо в ст. 1 Гражданского кодекса установил, что действовать добросовестно – это обязанность участников гражданских правоотношений.

Еще одно изменение – расширение самих источников регулирования, например, расширена сфера применения обычая. Раньше речь шла об обычаях делового оборота, применяемых в качестве субсидиарного источника права в предпринимательской деятельности. Сегодня ограничение снято, и законодатель допускает применение обычая как источника права во всех отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Тем не менее, субсидиарное значение с этого источника не снято, то есть на первом месте идет все-таки нормативное регулирование – кодекс, законы, подзаконные акты. И только в случае, если мы не можем применить даже аналогию закона, аналогию права, может применяться обычай.

Можно кратко перечислить еще следующие изменения: расширено понятие злоупотребления правом; введено понятие обхода закона; в качестве основания возникновения гражданских отношений добавлены решения собраний и, как следствие, возможность их оспаривать; в список оснований для возможного ограничения дееспособности наряду с алкоголизмом и наркоманией добавлена игровая зависимость (лудомания).

Поправки в Гражданский кодекс коснулись также крестьянских и фермерских хозяйств – прописано, что они могут существовать не только в виде ИП, но и образовываться в качестве юридических лиц.

В целом, многие изменения в гражданском законодательстве направлены на улучшение положения юридических лиц, развитие предпринимательства. С другой стороны, реформирование организационно-правовых форм несет в себе цель поставить дополнительные барьеры для фирм-однодневок и серых схем. Конечно, законодательно и до реформирования вносились изменения. Предлагалось ужесточить требования к уставному капиталу, усложнить процедуры реорганизации и ликвидации. Здесь тревогу забили корпоративные юристы, которые не согласились с этими предложениями, и некоторые уступки были сделаны. Эти изменения стали применяться поэтапно, то есть в тех частях, где отсутствует противоречие – их быстрее принимали, а спорные моменты оставляли на потом. Большая часть изменений вступила в силу с 1 марта 2013 года. А то, как будут использоваться эти нормы, покажет правоприменительная практика. Но то, что изменения серьезные и масштабные, это видно. Поправки вводятся очень гибко – это не значит, что нужно срочно бежать и вносить изменения в свою учредительную документацию, менять локальные акты, перезаключать договоры с контрагентами… Предприниматели должны хотя бы ознакомиться с обзором этих изменений в той части, что касается конкретно их предпринимательской деятельности. Нужно просто проанализировать изменения и понять, что некоторые правоотношения изменились. И при каких-то следующих шагах своей деятельности – реорганизации или продаже доли и так далее – просто их учитывать.

КонсультантПлюсКоми: Какие вопросы решает комиссия Общественной палаты Республики Коми по формированию правовой грамотности, защите прав граждан, этике и регламенту, которую Вы возглавляете? В чем суть деятельности самой Общественной палаты?

Алексей Николаевич: В третьем нынешнем созыве палаты сами комиссии были переформированы по их содержательному наполнению. Наша комиссия взяла на себя многие вопросы, когда при принятии решений необходимы специальные правовые познания. Когда мы говорим о направлении формирования правовой грамотности, это означает, что наша комиссия напрямую участвует в развитии института бесплатной юридической помощи, принимает участие в вопросах реформы рынка правовых услуг. Сейчас активно обсуждается тема по реформированию адвокатуры, возникновению монополии той или иной корпорации на оказание помощи… И какое место займет та же Ассоциация юристов России, пока непонятно. Дискуссии идут, и подготовлены предложения Минюстом, есть альтернативные проекты, которые лоббируют с разных сторон. Но чтобы найти компромисс, должно пройти какое-то время. Так, например, адвокаты никак не могли договориться, как им жить в современных рыночных условиях аж до 2002 года, именно тогда появился Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». И так сложилось, – по сути, это некий статус-кво – что в области правового обеспечения бизнеса адвокатура играет неглавенствующую роль. В крупных городах очень большую долю в правовом обслуживании бизнеса занимают иностранные компании, то есть это тоже определенная тенденция. И если монополию на юруслуги передать адвокатуре, надо решить вопрос с теми, кто не является адвокатами – изменить порядок вступления в адвокатуру либо ввести лицензирование, либо установить какие-то ограничения на отдельные виды услуг или на участие в судах различных уровней. Неоднозначный вопрос, потому что это затронет интересы большого количества компаний, которые находятся на рынке. Сегодня оказывать правовые услуги (за некими исключениями, например, - уголовный процесс) может любой человек, не имеющий даже специального образования – никаких барьеров нет, все отдано на откуп рынку. Гражданин, обращающийся за юридической услугой к адвокату или в юридическую фирму, должен сам для себя сделать вывод на основе репутации исполнителя или открытых сведений. В мире существуют разные системы организации юридического рынка, и они по-разному эффективны, оценку дать сложно. В тех странах, где отсутствуют какие-то прямые ограничения и достаточно только наличия высшего юридического образования, клиенты доверяют результатам просто этого юридического образования. В России, когда можно говорить в целом о некоем кризисе высшего образования, народ иногда не доверяет этим дипломам. И поэтому, чтобы стать адвокатом, кроме того, что вы подтвердили свою квалификацию тем, что сдали госэкзамены в вузе, вы должны еще пройти экзамены для вступления в адвокатскую корпорацию. При этом, например, чтобы стать следователем – никаких требований нет, кроме высшего образования, никаких специальных испытаний – нет. Есть идея вообще в целом сделать для специалистов юридической сферы или по отдельным категориям квалификационный экзамен, дающий право на занятие профессией. Эти и другие вопросы мы обсуждаем на заседаниях комиссии. Мы анализируем те предложения, которые поступают со стороны разработчиков законопроектов, и сами вносим предложения. Также разбираем проблемы в области высшего юридического образования, вопросы правового просвещения населения, в том числе через средства массовой информации. Члены комиссии стараются сами лично участвовать в правовом просвещении, оказывать бесплатную помощь не только по обращениям в палату, но и через те же СМИ. Решаем вопросы, связанные с защитой прав граждан – если были обращения в палату, что права каких-то граждан были нарушены, эта информация передается для решения в нашу комиссию. Мы готовим обращения в органы государственной власти, правоохранительные органы.

Надо понимать, что сегодня право пронизывает все. Некоторые вопросы комиссии не могут решить самостоятельно, поэтому приходится их решать межкомиссионно.

Следует отметить, что мы предъявляем определенные требования к самим членам палаты. То есть, став членом палаты, гражданин должен нести некий посыл общественности своим поведением, своими высказываниями в СМИ, своей гражданской позицией. Не нарушать те правила, которые мы сами приняли. У нас есть кодекс этики членов палаты. И нарушение этого кодекса предусматривает санкции, вплоть до исключения. Это, конечно, крайняя мера – лишение статуса члена палаты. Граждане, зная о существовании кодекса этики, обращаются к нам, когда считают, что тот или иной член палаты совершает действия, которые расходятся с его статусом как члена палаты. Мы уже разбирали несколько таких вопросов – это не уголовно-криминальные или административные нарушения, речь, как правило, шла о некорректных высказываниях в СМИ. Когда высказывание члена палаты можно было двояко расценивать либо он переходил на личности, затрагивал национальные интересы. То есть, когда характер высказывания может создавать негативный образ палаты в целом, наша комиссия на это реагирует и указывает на необходимость придерживаться установленных норм и кодекса этики. Но не нужно путать нашу деятельность с депутатской – мы рассматриваем палату как центральный институт гражданского общества в отдельно взятом регионе. Членами палаты являются представители самых разных общественных организаций, насколько разнообразна организация – настолько разнообразны группы, интересы которых она представляет. Так или иначе, мы понимаем, что палата обладает авторитетом и возможностью напрямую общаться и с госструктурами в регионе, и с представителями нашей республики в Госсовете, Госдуме, Совете Федерации – задавать им вопросы, требовать от них отчета. Очень плохо, если деятельность отдельных членов будет препятствовать деятельности всей Общественной палаты. Но надо понимать, что сама палата не является государственным органом, мы не решаем проблемы, мы часто выступаем посредниками, особенно по каким-то резонансным вопросам, которые затрагивают интересы большого количества населения. Пытаемся их высветить, чтобы не дать чиновникам под шумок принять какие-то решения. Многие органы государственной власти наоборот заинтересованы в широком обсуждении проблем общественностью, таким образом, придавая легитимность решениям. И как не Общественной палате этим заниматься и инициировать обсуждения. А острых проблем, вопросов очень много, и плохо, если непонимание выливается в протестные или даже радикальные настроения. Активно мы обсуждали в палате вопрос о местах для проведения демонстраций, пикетов. Получилось так, что решением местной администрации Стефановская площадь попала под запрет для проведения пикетов (органы местного самоуправления вправе наложить такой запрет). Но при этом не было обозначено, где это будет системно и постоянно разрешено. Создалась ситуация, что в конкретно взятом муниципалитете вообще не желают видеть позицию народа в такой форме – форме уличных пикетирований и шествий. Поэтому мы задались вопросом о необходимости появления такого места и активно стали это требовать. И чтобы не получилось так, что когда обращаются представители депутатских фракций или кто-то еще, им говорят, да, пожалуйста, но на улице, например, Лесопарковой. Другим словом как цинизм это не назовешь. Кто вас там увидит, идите там и пикетируйте – в лесу, по сути. Общественниками была высказана идея создания некоего подобия гайд-парка, т.е. постоянного места, где народ может собираться для выражения своего мнения. Мы встречались с Главой Республики Коми, и он эту инициативу поддержал. Чем более цивилизованнее мы будем определять порядок реализации демократических прав граждан, тем ближе мы будем к развитому гражданскому обществу. Поэтому Общественная палата как посредник между властью и обществом имеет немалый вес. Нельзя сказать, что все, что мы требуем, тут же исполняется – это невозможно. Но Глава республики от своих министров, от Правительства требует на постоянной основе предоставлять Общественной палате информацию о своей деятельности, причем лично министров и руководителей ведомств.

КонсультантПлюсКоми: Процедура медиации появилась в России совсем недавно. Вы единственный в республике профессиональный медиатор… Насколько популярна эта процедура? Какие споры в основном приходится решать с помощью медиации?

Алексей Николаевич: Законодательно термин «медиация» относительно новый. Хотя и ранее никто не отменял нормы тех же процессуальных кодексов и задачу суда в любом процессе попытаться стороны примирить, не говоря уже о досудебных стадиях. Всегда были предприниматели, адвокаты или юристы, которые одним из видов своей деятельности предусматривали не только представительство в судах, но и урегулирование споров в досудебном порядке. Правило, что худой мир лучше доброй ссоры, никто не отменял. Любая тяжба, как крайний вариант, может быть затратной и эмоционально выматывающей, а разумный компромисс, который устраивал бы обе стороны – всегда лучше. Два года назад законодатель прописал процедуру медиации как самостоятельный вид деятельности, придав ему тем самым очень важное значение. Есть люди, которые занимаются только медиацией или в основном ею. Медиаторство – это содействие третьей стороны двум (или более) сторонам в поисках взаимоприемлемого соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Иными словами, это решение конфликта на той или иной стадии – досудебной, внесудебной или судебной. И от того, насколько человек, являющийся медиатором, компетентен, насколько он может привести стороны к соглашению – зависит результат.

Если говорить в целом, то во всем мире этот институт известен и популярен, а в странах с развитыми правовыми системами по разным оценкам до 80-90% споров решаются через процедуру медиации. Потому что это просто экономически обоснованно, так как урегулировать спор таким образом дешевле, чем разрешать его в суде, тем более в некоторых странах процессуальным законодательством либо вообще не предусмотрено возмещение судебных издержек с ответчика, либо возмещаются они лишь частично.

Кстати, по закону для занятия медиативной деятельностью не требуется наличия специального юридического образования – медиаторами, например, часто становятся профессиональные психологи. Это логично, т.к. сфера медиации применяется очень часто в урегулировании семейно-брачных отношений. Само нормативное регулирование не такое обширное. Корень конфликтов может не носить правовой характер, но сам конфликт может вылиться в правовой спор. И для его урегулирования часто приходится применять методики, которые больше относятся к психологии, чем к юриспруденции. В данном случае сам закон, акты и подзаконные акты, то есть сама правовая сторона, не такая сложная, но, конечно, важная. При осуществлении профессиональной деятельности медиатора необходимо как минимум изучение правовых основ, и если человек уже имеет высшее юридическое образование, то он будет делать акцент на совершенствовании психологических навыков. Важное значение для медиатора имеет знание основ конфликтологии – порядка, схем выхода из конфликта, принятия решения. В любом конфликте необходимо понять причины и выстроить процедуру так, чтобы уйти от того, что препятствует достижению компромисса. Нужно обозначить те моменты, которые являются спорными, потому что часто бывает, что конфликт есть, а спора нет. И разложив проблему по составляющим, люди иногда понимают, что им по сути дела договариваться не о чем – они спорят ни о чём. С помощью медиации можно проблему разбить на части (так как маленькие проблемы или задачи решить проще), и тогда из большого конфликта останется небольшой круг вопросов. Необязательно решать все вопросы – часть проблем можно решить через процедуру медиации, а до суда довести оставшиеся последние неурегулируемые медиацией спорные вопросы, по которым никак не получается договориться. Что касается процессуального закрепления решений при медиации, стороны должны определить порядок того, как они будут урегулировать конфликт. Профессиональный медиатор обычно предлагает один или несколько вариантов самой процедуры, которая в идеале должна закончиться неким соглашением. Процессуально, если это уже судебная стадия, то это может быть мировое соглашение, которое будет утверждено судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Если это внесудебная ситуация, то соглашение будет носить силу гражданско-правовой сделки – например, о разделе совместно нажитого имущества.

Особенность нынешнего закона в том, что одновременно с его принятием законодатель внес изменения в процессуальные кодексы, предусмотрев, что суд не просто предлагает сторонам закончить дело миром, а называет еще и специальные (альтернативные) процедуры – медиация или третейский суд.

Закон сейчас четко определяет, что существуют два вида медиации – профессиональная и непрофессиональная. Профессиональная медиация предусматривает прохождение минимального курса обучения через программу, утвержденную Правительством РФ. Это позволяет передавать дела профессиональному медиатору из суда. Это единственное принципиальное отличие между профессиональной и непрофессиональной медиацией. В остальных случаях непрофессиональная медиация выполняет те же задачи, что и профессиональная – регулирует конфликт и приводит к соглашению. Медиатор не должен являться представителем той или иной стороны, не должен являться консультантом для какой-либо из сторон – он должен добиться такого результата, который устроил бы обе стороны. Далеко не всегда процедура предусматривает инициативное предложение медиатором варианта консенсуса, часто это возложено на сами стороны. Но возможна и такая форма, когда медиатор готовит проект решения, понимая к чему стороны приходят. Профессиональная медиация отличается от иных форм внесудебного урегулирования споров тем, что медиатор не дает правового заключения, не выносит решения. Иначе бы это подменяло собой третейский или арбитражный суды.

Большой плюс медиации в том, что она позволяет сэкономить на судебных издержках. Например, корпоративная война обрастает огромным количеством исков. Вы не можете просто прийти в суд и сказать – защитите наши права. Это будут иски об оспаривании сделок, решений общих собраний, протоколов и т.д. – целый ряд правовых мер для того, чтобы решить фактически одну проблему – к примеру, спор между двумя акционерами. Медиация позволяет свести все к одной процедуре – не нужно подавать 10 исков и потом решать по каждому в отдельности. Мы можем урегулировать спор сразу комплексно. Это дает прямую экономию.

К сожалению, пока существуют проблемы – сам институт медиации не всем понятен, отсутствует культура добросовестности участников, люди часто обращаются в суд не для того, чтобы урегулировать, решить по закону ту или иную ситуацию, а как раз наоборот, считается нормальным не заплатить контрагенту, найти «заковырку» в договоре, чтобы не платить контрагенту… Хотя с точки зрения добросовестности, компания сама подписала договор, получила товар, а потом идет в суд и оспаривает сделку, находя слабые места в договоре. Именно такая развитая недобросовестность правовых отношений часто порождает недоверие и нежелание урегулировать споры мирно. Люди хотят воевать, чтобы вопрос решить недобросовестно. Совсем другие ценности. Поэтому медиация и третейский суд, как добровольные процедуры, развиваются недостаточно быстро. Но и положительная практика уже есть. У меня было несколько процедур в области брачно-семейных отношений, корпоративных споров – более половины закончились заключением соглашений, стороны достигли компромисса, причем на первоначальном этапе не считая это возможным. Это идеальный исход, но следует отметить, что часто даже отсутствие итогового соглашения является положительным результатом, потому что стороны реально проговаривают те проблемы, которые их касаются и находят точки соприкосновения для последующего урегулирования. У меня одна процедура закончилась отсутствием соглашения, но стороны менее чем через месяц заключили соглашение в суде, опираясь на результат процедуры медиации. Медиатор не должен навязывать свое мнение, что может быть расценено, как попытка принять чью-то сторону, ну и как следствие – вызвать недоверие. Беспристрастность и независимость. Поэтому иногда мне приходится отказывать в проведении процедуры медиации знакомым, если я понимаю, что косвенно можно говорить о моей заинтересованности.

КонсультантПлюсКоми: Сейчас остро стоит вопрос с коммунальными платежами и общедомовыми приборами учета… Как Вы считаете, права граждан в этом отношении действительно нарушаются?

Алексей Николаевич: Давайте посмотрим со стороны гражданина, который либо купил жилье, либо проживает в нем давно и приватизировал, и при этом добросовестно платит по приборам индивидуального учета. Ему кажется, что он сам экономит, он понимает, сколько он может тратить и за что он платит. А потом ему говорят, что так получается, что мы не знаем, куда ушел ресурс, та же вода, и мы вместе солидарно за это несем ответственность и должны заплатить. Это создает непонимание именно у человека, который является бережливым – он то как раз учет ведет, а ему говорят, что отсутствие общедомового учета возлагают на него. Это серьезный даже внутренний конфликт. Поэтому и растет недовольство населения.

Но есть другой подход – со стороны энергоснабжающих организаций, основанный в каком-то смысле на Гражданском кодексе. Компания исправно подает в дом ресурс, есть общедомовой прибор учета, вот данные – платите. Как вы будете определяться с оплатой, нам не совсем интересно, мы не должны нести риски, связанные с проблемами взаимоотношений внутри дома. Услуга оказана, поставка осуществлена и должна быть оплачена. Законодатель, если исходить из буквального толкования действующих норм, определяет следующий принцип – граждане, либо самоорганизуйтесь, либо попытайтесь повлиять на тех, у кого нет счетчиков, или создайте систему, при которой у вас никто не сливает воду, не моет машины в окно из батареи, которая в подъезде находится. Вы хозяева своего дома, создавайте систему, при которой не будет воровства.

Часть проблем можно снять на этапе приобретения квартиры. Ведь когда покупаешь жилье, смотришь на стены, отделку, район… Но очень мало кто обращает внимание – как организовано ТСЖ в доме, есть ли индивидуальные и общедомовые приборы учета. И на этапе покупки человек должен понимать, идет он на эти риски или нет. Наверное этому и пытается нас государство научить, может быть порой жестко – осознать себя хозяевами собственного жилья и нести за него ответственность. Это ведь еще и политический вопрос. Мы не имеет культуры собственника, так как она воспитывается многие годы, а нас как раз многие десятилетия учили обратному– вот есть государственное ничье, а твоего собственного мало. Поэтому люди не могут организоваться, часто не понимая, что управление домом их общее дело. И жаловаться на большие счета нелогично, если ты за несколько лет ни разу не ходил на собрания жильцов дома – это по меньшей мере говорит о том, что тебе это было безразлично. Воспитание – это вопрос не года, а многих лет, когда люди начнут понимать, что они собственники.

В то же время власти понимают, что проблема остросоциальная, и даже если они хотят иметь рачительных хозяев жилья, то прекрасно понимают, что большинство людей таковыми не являются. Соответственно государство будет брать их под защиту, возможно, будет менять нормы. В тех домах, где нет приборов учета, их будут устанавливать за счет органов местного самоуправления, республиканских программ и так далее. Таким образом, думаю, государство попытается компенсировать незнание права и отсутствие культуры собственника. Решение этих проблем должно быть радикальным и системным. Чтобы прекратились эти бесконечные судебные процессы. Есть порядок проведения корректировок. Нужно разбираться, почему УК провели корректировку тогда, а не ранее, куда они тратили деньги жильцов. Нельзя однозначно сказать, что увеличение счетов незаконно. Возможно УК реализовала свое право на проведение корректировок. Может, до этого управляющей компании было политически невыгодно, поэтому и не поднимала тарифы. Надо смотреть, причин много. Вопросы ЖКХ, которые с очевидностью касаются огромного количества людей, осложнены ветхим жилым фондом, ветхими коммуникациями, которые требуют колоссальных инвестиций, осложнены неумением нас самоорганизовываться, политической составляющей, а также аппетитами компаний монополистов, энергетических компаний. И тут надо понимать, если счета подскочили со ста до двухсот рублей, это одно. А когда сегодня это ползарплаты, а завтра вся зарплата, это уже проблематично.

КонсультантПлюсКоми: А теперь переходим к вопросам посетителей сайта.

  • Юлия из Сыктывкара спрашивает: «Родители развелись. При разделе совместно нажитого имущества (квартиры) матери и отцу было присуждено по 1/4 доли в праве собственности (еще 1/2 доли принадлежит моему брату). Сейчас отец требует пустить его жить в спорное жилое помещение, однако в указанной квартире в настоящее время проживаю я, мой брат и мама, совместное проживание с отцом невозможно, у него уже давно другая семья и с нами он не живет уже 7 лет. Отец грозится прийти с приставами. Правомерно ли требовать ключи от квартиры, имея на руках лишь одно только решение суда о праве собственности в размере 1/4 доли? Ведь насколько я понимаю, работа приставов начинается тогда, когда идет речь о принудительном вселении по решению суда. А такого иска отец не подавал. И, кроме того, ведь необходимо также в судебном порядке установить порядок пользования жилым помещением? Ведь как по сути уже чужие друг другу люди будут пользовать двумя комнатами, ванной, кухней и т.д. – неясно. Права ли я?»

    Алексей Николаевич: Споры о разделе совместно нажитого в период брака имущества всегда сложны, в первую очередь, тем, что взаимные обиды существенно мешают прагматично взглянуть на ситуацию, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Являясь собственником ¼ доли в квартире, Ваш отец, конечно же, вправе требовать ключи от нее и вправе требовать вселения. Но отказывая ему в его требовании, именно Вы нарушаете закон, препятствуя законному сособственнику на равных с другими лицами пользоваться его имуществом. При этом Вы верно говорите, что приставы явиться без возбужденного исполнительного производства к Вам не могут. Если на сегодня вопрос о порядке пользования жилым помещением между собственниками не решен в судебном порядке, то это только вопрос времени. То есть новая тяжба, новые нервы, новые расходы. Совместно распоряжаться и пользоваться жильем, находящимся в долевой собственности, всегда довольно сложно, тем более, если сейчас вы чужие люди. В такой ситуации наилучший вариант – во внесудебном порядке решить вопрос о продаже квартиры, распределении вырученных денежных средств пропорционально долям, а далее распорядится ими каждому по-своему (приобрести отдельное жилье, возможно с доплатой и т.п.). Или определив стоимость доли отца, можно предложить ему на определенных условиях ее выкупить или наоборот предложить ему выкупить ваши доли. Если это невозможно или затруднительно, то следует договориться о порядке пользования этой квартирой. Необязательно, чтобы жили все, кто имеет доли. Те, кто не проживают, могут получать разумную денежную компенсацию от тех, кто проживает. Еще вариант: по взаимному согласию сдать квартиру в наем, распределять пропорционально долям доход и на эти средства самим снимать более скромное жилье. Возможны и иные варианты решения проблемы.

  • Лунгу Маргарита Алексеевна (п. Яснэг, Сыктывдинский р-н): Уважаемый Алексей Николаевич! Поселок Поинга по Постановлению Правительства Республики Коми N 393 от 20.09.2011 признан закрывающимся. У меня в собственности частный дом, зарегистрированный через Минюст. В выделении земли под дом в администрации отказали, т.к. поселок признан закрывающимся. В заявлении на выделение земли в пункте переселения с. Выльгорт – в администрации отказали. Подскажите, пожалуйста, каковы мои права при переселении из частного дома? Должна ли предоставляться земля? Жилая площадь предоставляется семье дочери, зарегистрированной в этом доме, при условии, что они передадут дом администрации для уничтожения. При этом собственниками они не являются. Спасибо за ответ.

    Алексей Николаевич: Ситуация довольно неоднозначная – речь идет о принятом решении о закрытии нескольких поселков. Существует программа переселения в РК, которая была утверждена, но по той информации, которая сейчас имеется – планы органов местного самоуправления и республиканских властей не были реализованы гладко, вносились коррективы. Некоторые граждане стали отстаивать свое право в суде, потому что прямо их права не вытекали из постановления, пришлось доказывать, что они, к примеру, являлись членами семьи нанимателей и т.д. – тут целый комплекс споров. Я приведу те нормы, с которыми я ознакомился, и выдержки из них:

    Закон Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2011)

    "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", принят ГС РК 23.03.2005

    Статья 1

    Право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (далее - граждане):

    л) граждане, выезжающие из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставшие до 1 июня 2010 года на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе;

    Закон Республики Коми от 12.05.2010 N 50-РЗ (ред. от 05.10.2011)

    "О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми"

    Федеральный закон от 17.07.2011 N 211-ФЗ

    "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

    Статья 2

    1. Установить, что в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.

    2. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    3. Граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан.

    Понятие "место жительства" определено в ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <19> как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

    В отношении же иных категорий граждан, имеющих в соответствии с Законом 2002 г. о жилищных субсидиях выезжающим из районов Крайнего Севера право на получение жилищных субсидий, в ч. 1 и 2 ст. 1 названного Закона установлено следующее:

    жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах России или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1);

    Требования предоставить жилье под снос в указанных актах отсутствует (и это логично, т.к. граждане могут не быть собственниками освобождаемого жилья).

    Предмет регулирования Закона 2002 г. о жилищных субсидиях выезжающим из районов Крайнего Севера определен в его преамбуле следующим образом: данный Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.

    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П. о том, что при реализации права на получение компенсации …. (в том числе при закрывающихся населенных пунктах) учитывается и возможность требовать соответствующей компенсации в последующем (т.е. уже после переезда), если льгота уже была «заслужена» ранее, но не была «реализована». Ухудшающие же положение нормативные акты обратной силы не имеют (имеется в виду изменение требования о проживании 15 лет и более, а не 10 лет, как было раньше).

    Все эти нормативные акты говорят о лицах, которые проживали или проживают, то есть речь идет о переселении людей, которые там живут. Право на субсидию имеют те, кто зарегистрирован там был на момент принятия этого решения. То есть, истолковывая буквально – если человек уехал из этого закрывающегося населенного пункта, то права на переселение у него нет, потому что он не живет в этом населенном пункте на момент, когда его признали закрывающимся. Попытка зарегистрироваться, естественно, найдет отказ среди органов местного самоуправления, потому что будет отражать намерения получить государственную субсидию, а не то, что человек реально нуждается в переселении. Тут две проблемы поднято – Вы являетесь собственником дома, а дочь имела право проживать. При этом ей дали условие – взять обязательство о сносе, несмотря на то, что она не собственник.

    В приведенных нормах о правах не проживающих в поселках собственников речи не идет. Если только говорить об общих нормах, то есть совсем других, например, если земли изымаются в целях государственных и муниципальных нужд. Следовательно, необходимо делать компенсацию для собственников недвижимого имущества, которое расположено на этих земельных участках. Мне неизвестна судьба земельных участков, программа касается только живущих – то есть у гражданина имеется жилье либо на праве соцнайма, либо на праве собственности. В этом случае ему обеспечивают этот переезд, предоставляют жилье, возможно с правом последующей приватизации или иным способом. Для этого выделены средства, утверждена программа. Естественно, с переселенцев берут обязательства, что они освобождают жилье с тем, чтобы администрация его снесла. На мой взгляд, требования к Вашим родственникам о том, чтобы они предоставили обязательства о сносе, неправомерны. Они, не являясь собственниками, такое обязательство дать не могут. Что касается Ваших интересов, то Вы их можете отстоять только в суде. Но не через призму того, что Вас лишили права на переселение, а попытаться доказать, что при принятии решения по ликвидации поселка, Ваши интересы как собственника не были учтены. Но надо понимать какие возникнут проблемы. Например, даже если суд признает, что при закрытии поселка был причинен ущерб – как определить размер этого ущерба? Очевидно, что стоимость жилья в поселке, который закрывается, минимальна – потому и закрывается поселок, что бесперспективный. Говорить сегодня о какой компенсации может идти речь очень сложно, если это по рыночным оценкам ничего не стоит. Есть другой момент – можно попытаться доказать право на субсидию. Через схожие нормы для лиц, которые выезжают с районов крайнего севера, потому что все эти нормы очень близки. Есть нормы, связанные с выездом с районов крайнего севера в связи с переселением. Есть постановление Конституционного суда и практика Верховного суда (я дал ссылку выше) не конкретно по этой ситуации, а связанные с тем, что, например, срок необходимого периода проживания (срок оседлости) раньше был 10, стал 15 лет. И даже те, кто не получил субсидию, если они на момент вступления в силу закона прожили 10 лет, с них не имели права требовать проживания 15 лет. Практика такова, что право на получение жилищных субсидий стали иметь те, кто уже уехали раньше. Можно было доказать свое право уже уехав в другой регион, что человек жил на севере, прожил столько-то и имел право на субсидию при таких-то условиях.

    До суда Ваши требования никто не удовлетворит, так как нет на то оснований. Доказать, что в таком виде программа переселения нарушает Ваши права и причиняет Вам ущерб, возможно, но только в судебном порядке. Примеры говорят, что в спорных ситуациях отдельным гражданам органы местного самоуправления сами рекомендовали обращаться в суды, чтобы закрепиться решением и со своей стороны не нести риски, что они допустили кого-то к программе, кто прямо не прописан, кому-то иски удовлетворяли, кому-то нет. В общем, процесс идет.

  • Светлана Ивановна (г. Сыктывкар): Уволена 04.03.1989 по п.1 ст. 33 КЗОТ РСФСР в связи с реорганизацией. При увольнении предприятие выплатило 2-месячное выходное пособие. В течение 10 дней встала на учет в бюро по трудоустройству г. Сыктывкара. 20.03.1989 самостоятельно устроилась на работу. Какие постановления и решения нужно применить, чтобы 15 календарных дней (с 05.03.1989 по 19.03.1989) включить в общий трудовой стаж для начисления пенсии?

    Алексей Николаевич: Есть такое право как в действующей, так и в недействующей редакции Закона РФ о трудовых пенсиях. Сейчас введено новое понятие, заменившее трудовой стаж, так называемый страховой стаж. Это суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых выплачиваются страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. По сути это период, который засчитывается для назначения пенсии и определения ее размера. В п. 4 ч. 1 ст. 11 действующего Закона о трудовых пенсиях предусмотрены период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, переезды, переселения по направлению службы занятости и иных организаций трудоустройства. Норма определяет этот период так: «Период получения пособия по безработице». Порядок понятен, ведь служба занятости не просто платит людям пособие, а через процедуры, которые заложены в законе, стимулирует искать работу. Более того, помогает ее искать – направляет в случае наличия соответствующих вакансий. Если человек выполняет предъявляемые требования, он не считается виноватым в том, что он временно нетрудоспособен и получает пособие. Нарушение порядка получения пособия или, когда человек не ходит по этим направлениям, и сам отказывается от вакансий, которые соответствуют его квалификации, ведет к лишению права на получение пособия. Логично, что период получения пособия по безработице является периодом добросовестного отсутствия работы и законодательно он определен ст.11. «Иные периоды защиты страхового стажа». Ниже я привожу выдержки из нормативно-правовых актов, на которые Вы можете сослаться в своем требовании:

    КЗоТ РФ (нед.ред)

    Статья 33. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации

    Трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:

    1) ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;

    Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

    (ред. от 03.06.2006, с изм. от 10.07.2007)

    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

    Недействующая редакция - статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц.

    4. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

    6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

    Действующая редакция - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

    (ред. от 03.12.2012)

    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

    Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

    страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

    Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

    1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

    4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

  • Людмила (г. Сыктывкар): Приобрели с мужем квартиру в браке, но на мои средства, которые мне достались от продажи квартиры мамы после ее смерти. Собственником квартиры являюсь только я, муж там не был даже прописан. После развода имеет ли супруг право, и на какую часть собственности? После развода у него родился ребенок, имеет ли его ребенок право на часть моей квартиры?

    Алексей Николаевич: Для Людмилы я также приведу выдержки из нормативных актов, которые регулируют данный вопрос – ст. 256 ГК, ст. 34 Семейного кодекса и т.д.

    Квартира приобреталась в браке, и презюмируется, что все, что нажито в браке – совместная собственность. Но тут как раз есть оговорка. Вы приобрели квартиру за счет средств безвозмездных – полученных в результате наследства. И в п. 15. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" говорится:

    Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 СК РФ).

    И п.2 статьи 256 ГК РФ гласит:

    Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.

    ОднакоВы, получив безвозмездно средства от наследства, потратили эти средства на приобретение квартиры, то есть уже совершили сделку. То имущество, которое Вы покупаете, является возмездным. И не важно, что по сути, Вы из правого в левый карман положили. В буквальном толковании получается, что это имущество является совместной собственностью, потому что оно приобретено путем сделки в период брака. Но Пленум здесь дает расширительное толкование. Получается, если Вы получили наследство и эти средства направили на приобретение квартиры, то по идее это имущество должно остаться в личной собственности. Смущает только один момент – что тут две сделки совершено, а не одна. То есть Вы сперва получили безвозмездно квартиру, совершили первую сделку, продав ее, а затем совершили вторую сделку, купив другую квартиру. Если суд верно в целом квалифицирует это имущество как полученное безвозмездно (пусть даже после небольшой цепочки последующих сделок), квартира разделу подлежать не будет.

    Что касается второй части вопроса, то если бывшего супруга все-таки признают собственником и он получит право проживать, то будут иметь право проживать по месту жительства отца и его дети. Но прав на его жилье, его долю в квартире бывшей супруги, они иметь не могут.

    А вообще, совместно нажитое имущество делится по стоимости всего имущества (квартиры, машины, акции и т.д.), и какая часть квартиры в это делимое совместно нажитое имущество попадет – неизвестно. Таким образом, если есть какое-то другое дорогостоящее имущество, суд может оставить квартиру Вам, а часть другого имущества передать супругу.

  • Елена Кузеванова (г. Сыктывкар): Квартира приобретена супругой до брака, а муж вложился в хороший ремонт. После развода имеет ли он право на долю в этой квартире и в каком размере?

    Алексей Николаевич: По общему праву это квартира супруги. Но ст. 37 Семейного кодекса гласит:

    Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

    Однако нужно доказать, что эти вложения действительно существенно повлияли на стоимость. Допустим, это была недорогая квартира, и ремонт существенно увеличил ее рыночную стоимость. Но в наших реалиях, когда большую часть стоимости составляют квадратные метры, а не отделка, увеличить за счет ремонта стоимость достаточно сложно.

  • Анастасия (Емва, Княжпогостский р-н): Муж работает в системе УФСИН в 51 колонии. Начал работать в августе 2012 года, на данный момент проработал полгода. Скажите, пожалуйста, как начисляются северные надбавки работащим в районах приравненых к условиям крайнего севера? 10% каждые полгода работы, или за каждый год?

    Алексей Николаевич: Напомню, что дополнительные гарантии для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1. Так ст. 10 указанного Закона устанавливает обязанность работодателя выплачивать районный коэффициент к заработной плате работников, при этом отсылая в Вашем случае к решениям Правительства РФ. Согласно действующим в настоящее время нормативным актам при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка в размере 10% устанавливается по истечении первого года работы, за каждый последующий год работы – увеличение на 10% по достижении 50% заработка. Исключение составляет молодежь (лица в возрасте до 30 лет, прожившие не менее 1 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), которым надбавка в размере 10% устанавливается за каждые 6 месяцев работы (т.е. надбавка растет быстрее). С учетом того, какой возраст у супруга Анастасии, и можно сделать вывод о том, имеет ли он право требовать надбавки по истечении 6 месяцев работы или следует дождаться истечения 1 года.

Беседовала Анна Чиж

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru