КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 6 июля 2015 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ

"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2015.

Лицо, виновное в нарушении порядка расчета коммунальных платежей, повлекшее их увеличение, обязано уплатить потребителю штраф. Принятым Федеральным законом, в частности:

  • к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено определение порядка привлечения кредитных или иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД;
  • уточнен круг вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, и установлены формы проведения общего собрания собственников помещений (очное, заочное, очно-заочное);
  • уточнена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги (предусмотрено, что лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения или оплаты потребителем);
  • скорректированы отдельные положения, касающиеся организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД;
  • усилены меры по контролю за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению МКД;
  • внесены корректировки в федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", а также в Градостроительный кодекс РФ.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 200-ФЗ

"О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015

Начало действия документа: Вступает в силу 11.07.2015.

Причина отказа в заключении трудового договора должна быть доведена в письменной форме до сведения заинтересованного лица в семидневный срок. Ранее было установлено, что по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме, при этом срок, в течение которого работодатель обязан предоставить такой письменный ответ, законодательно не предусмотрен. В связи с этим, часть пятая статьи 64 Трудового кодекса РФ изложена в новой редакции, согласно которой по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 201-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступает в силу 11.07.2015.

Поправками в Трудовой кодекс РФ предусмотрены дополнительные гарантии для беременных женщин. Так, в частности, установлено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступает в силу 29.09.2015.

Наличие более чем трехмесячной задолженности по выплатам работникам может стать основанием для признания работодателя банкротом. В ряд законодательных актов (ГК РФ, Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве") внесены поправки, направленные на усиление защиты прав граждан в случае банкротства работодателя. Так, в частности, работники (в том числе бывшие) наделяются правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (работодателя) банкротом. Устанавливается также обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом, если по причине недостаточности денежных средств имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по причитающимся работникам выплатам (оплата труда, выходные пособия и пр.). Регламентируется порядок проведения собрания работников и выбора представителя (срок проведения собрания — не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов). Уточнена очередность исполнения требований кредиторов, в том числе:

  • в части требований по текущим платежам: из второй в третью очередь перенесены требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; из третьей в четвертую очередь — требования по коммунальным и эксплуатационным платежам.

Кроме того, из текста Закона о банкротстве исключено упоминание требования о компенсации морального вреда.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2015.

Начало действия документа: Вступает в силу 29.12.2015.

Для обществ с ограниченной ответственностью введена возможность действовать на основе типового устава. Типовые уставы утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Общее собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью имеет право принять решение о том, что общество будет действовать на основании такого типового устава. Для целей регистрации юридического лица, действующего на основе типового устава, в регистрирующий орган представлять устав ни в бумажной, ни в электронной форме не требуется. Индивидуальные сведения о конкретном юридическом лице будут содержаться только в ЕГРЮЛ. Отметим, что для обществ с ограниченной ответственностью сохраняется возможность разработки своих уставов, которые именуются "уставами, утвержденными учредителями (участниками) общества". Кроме того, общество может переходить с типового устава на индивидуальный и наоборот в любой момент своей деятельности. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Часть положений вступает в силу с 1 января 2016 года.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2015.

Изменены критерии малых и средних предприятий. Реализация инвестиционных или инновационных проектов предполагает учреждение совместных предприятий либо вложение ресурсов в уставный (складочный) капитал действующих предприятий. В то же время при превышении требования к структуре уставного (складочного) капитала такие предприятия теряют статус субъекта МСП и, следовательно, не могут пользоваться предусмотренными в отношении субъектов МСП преференциями, а также принимать участие в реализуемых программах поддержки. В соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза от 06.05.2003, касающимися общеевропейских критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП, ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП иностранных юридических лиц. В этой связи принятым законом увеличивается порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25% до 49%; статусом субъекта МСП наделяются организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 335-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских), а также юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", вне зависимости от размера указанной доли. Также законом предусматривается создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ

"Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2015.

Признание несостоятельным (банкротом) гражданина отнесено к компетенции арбитражного суда. Федеральным законом внесены многочисленные поправки в законодательные акты, связанные в том числе с урегулированием процедур банкротства гражданина. Поправки внесены, в частности, в ГК РФ, АПК РФ, федеральные законы "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и некоторые другие. Так, поправками, в частности:

  • определен порядок признания арбитражным судом гражданина банкротом, уточнены процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина-должника, особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти и особенности регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей;
  • установлена административная ответственность гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в частности, за фиктивное или преднамеренное банкротство (предусмотрен штраф в размере до 3000 рублей), за неправомерные действия при банкротстве.

Также Федеральным законом установлены особенности рассмотрения дел о банкротстве, которые на день принятия в РФ Республики Крым и г. Севастополя находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на данных территориях, а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами РФ, проживающими в Крыму и Севастополе. Так, в частности, предусмотрено, что по результатам рассмотрения вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, а при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений (в частности, отдельные положения, связанные с процедурами банкротства гражданина, вступают в силу с 1 октября 2015 года). Федеральный закон содержит переходные положения, связанные с вступлением в силу его норм.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 158-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2015.

До 1 июля 2018 года продлен срок выкупа субъектами МСП арендуемого регионального и муниципального недвижимого имущества Ранее указанный срок истекал 1 июля 2015 года.

Предусмотрено, что действие Федерального закона не распространяется на государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на 1 июля 2015 года (ранее — на 1 июля 2013 года) опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано в том числе при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года (ранее — 1 июля 2013 года) находится во временном владении или пользовании непрерывно в течение 2 и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества. Срок рассрочки оплаты не должен составлять менее 5 лет (ранее не менее 3 лет). Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда

"Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда" (одобрены Ученым советом ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России (протокол от 20.05.2015 N 2))

Источник публикации: Документ опубликован не был

Правила охраны труда не должны содержать требования к процессам проектирования, производства, конструкции и эксплуатационным характеристикам технологического оборудования. В правилах охраны труда (ПОТ) могут содержаться требования, регламентирующие безопасную организацию рабочих мест, наличие ограждений, сигнальных устройств и средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников, меры по ограничению потенциальной опасности используемого технологического оборудования, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании. В ПОТ не допускаются ссылки на нормативные правовые акты, утвержденные упраздненными органами исполнительной власти СССР и РСФСР, противоречащие законодательству РФ. Приведена Рекомендуемая структура ПОТ. Кроме того, в Рекомендациях содержатся требования к оформлению ПОТ, к шрифту, а также к используемым в ПОТ сокращениям. В приложениях приведены примеры оформления первой страницы ПОТ, приложений, примеры оформления заголовков разделов, перечислений в пунктах ПОТ.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 157-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2015.

Сумма госпошлины за действия, связанные с лицензированием нотариальной деятельности, с 1 января 2015 года составляла 100 тыс. руб. (пп. 110.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Настоящим Федеральным законом данная норма утратила силу. Теперь размер указанной госпошлины определяется в соответствии с общими правилами, предусмотренными пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Так, в частности, за предоставление лицензии размер госпошлины составит 7500 руб.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 193-ФЗ

"О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 11.07.2015.

Значительно увеличен размер уголовного штрафа за незаконные собирание и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Так, предельный размер штрафа за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, увеличен с 80 тысяч до 500 тысяч рублей. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, повлекут уголовную ответственность в виде штрафа 1 млн. рублей вместо 120 тысяч, установленных ранее. И наконец, за те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, установлен штраф в размере 1,5 млн. рублей (ранее 200 тысяч рублей). Иные санкции за вышеуказанные деяния (в том числе исправительные работы или лишение свободы) не изменились.

Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 150

"Об утверждении Положения о квалификационной комиссии"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 11.07.2015.

Обновлены правила формирования и работы комиссии по проведению экзаменов на право нотариальной деятельности. Квалификационная комиссия образуется при территориальном органе Минюста России нотариальной палатой субъекта РФ и территориальным органом Минюста на паритетной основе в составе не менее шести человек сроком на три года. В положении закрепляются полномочия квалификационной комиссии; порядок формирования и деятельности квалификационной комиссии; порядок подготовки к проведению квалификационного экзамена и принятие решения о допуске к квалификационному экзамену; порядок проведения квалификационного экзамена.

Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151

"Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 11.07.2015.

Лица, претендующие на должность нотариуса, должны проходить стажировку в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж не менее трех лет. Минюстом России утвержден новый порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса. Стажером нотариуса может быть гражданин РФ, получивший высшее юридическое образование в вузе, имеющем государственную аккредитацию. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Минюста России. Кандидатуры руководителей стажировки и условия ее прохождения утверждаются нотариальной палатой. После этого на сайте нотариальной палаты размещаются информационные материалы о начале стажировки. Лицо, претендующее на прохождение стажировки, в течение 20 дней со дня размещения данных материалов подает в нотариальную палату соответствующее заявление. Экзамен проводится в форме тестирования. Порядок его проведения, а также перечень вопросов, включаемых в тесты, утверждается нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом Минюста России.

Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 157

"Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 11.07.2015.

Полномочия нотариуса, достигшего 75-летия, прекращаются на следующий день после достижения им указанного возраста. Дела нотариуса, включая нотариальные архивные документы, передаются в порядке, предусмотренном Правилами нотариального делопроизводства. Конкурс на замещение освобождаемой должности нотариуса объявляется территориальным органом Минюста России за 3 месяца до дня достижения нотариусом 75-летнего возраста с указанием сроков его проведения, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. Нотариальная палата субъекта РФ извещается о принятом решении в 3-х дневный срок со дня издания распоряжения о проведении конкурса на замещение освобождаемой должности.

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru