КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 31 октября 2016. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 620

"О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.10.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2017.

Актуализирована типовая форма распоряжения (приказа) контрольно-надзорного органа о проведении проверки юрлица и индивидуального предпринимателя. Приказ издан в связи с необходимостью приведения Типовой формы распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, в соответствие с поправками, внесенными в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, внесенными в Типовую форму изменениями, в том числе, уточнен перечень сведений, указываемых при установлении целей проводимой проверки, а также положения, касающиеся предмета проверки.

 

Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 N 610

"Об утверждении порядка получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в органе кадастрового учета информации о результатах профессиональной деятельности своих членов"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.10.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 04.11.2016.

Установлена процедура получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров информации в органе кадастрового учета о результатах профессиональной деятельности членов СРО. Информация о результатах профессиональной деятельности членов СРО предоставляется (направляется) органом кадастрового учета по запросу этой саморегулируемой организации в целях осуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов. Указаны сведения, которые должны содержаться в запросе, порядок его направления, перечень прилагаемых к запросу документов. Запрос, представленный с нарушениями установленных требований, не рассматривается. Орган кадастрового учета в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения запроса от саморегулируемой организации предоставляет в том числе следующую информацию о результатах профессиональной деятельности членов этой саморегулируемой организации, указанных в запросе: количество решений об осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в его осуществлении, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории, с указанием реквизитов таких решений за 3 года, истекших до дня подачи соответствующего запроса; количество решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, с указанием реквизитов таких решений за последние три года деятельности кадастрового инженера, истекшие до дня подачи соответствующего запроса. Указаны сведения, направляемые органом кадастрового учета без представления запроса СРО в целях получения саморегулируемой организацией информации о результатах профессиональной деятельности своих членов.

 

Письмо Минфина России от 27.09.2016 N 03-04-05/56176

"О возврате организацией излишне удержанного НДФЛ"

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 39.

Излишне удержанную работодателем сумму НДФЛ должен вернуть он сам, а не инспекция. Минфин подчеркнул: если есть налоговый агент, инспекция не возвращает излишне удержанный им налог. Вернуть такую переплату должен тот, кто ее удержал. Ведомство и ранее приходило к такому мнению. Аналогичного подхода придерживаются КС РФ и ФНС. Иногда работодатели перечисляют в бюджет большую сумму НДФЛ, чем требуется. Они обязаны вернуть переплату по заявлению сотрудника. Если юрлицо откажет сотруднику и направит его за возвратом в налоговую, то совершит ошибку. Организации грозит судебное разбирательство, поскольку работник вправе оспорить в суде отказ в возврате переплаты.

 

 

 

Письмо Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532

"Об установлении сроков выплаты зарплаты и премии работникам"

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 39.

Работодателю достаточно отразить зарплатные дни в ПВТР без дублирования в иных документах. Установить даты выплаты зарплаты можно в любом из документов - в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, трудовом договоре. К такому выводу пришел Минтруд. Но с учетом практики судов и мнения Роструда лучше отражать даты в ПВТР. До 3 октября документы, в которых закрепляются зарплатные дни, перечислялись в ТК РФ через запятую. Минтруд учел это и отметил, что они равнозначны. С 3 октября между коллективным и трудовым договорами появилось "или". Вероятно, так законодатель подтвердил: работодатель сам может выбрать, в каком из документов указать даты выплаты зарплат. Право выбора подчеркивают и суды. Например, Верховный суд Удмуртской Республики

весной 2016 года решил, что работодатель может установить даты выплаты зарплаты как в одном, так и в нескольких документах. О равнозначности документов еще в 2012 году говорил Роструд. Однако он отмечал, что закреплять зарплатные дни предпочтительнее именно в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). В организации может вовсе не быть коллективного договора, а трудовой договор регулирует только отношения с конкретным работником. Инспекции труда тоже порой предписывают работодателям установить даты выплаты зарплат в ПВТР, и суды такие решения поддерживают. Примером может послужить Апелляционное определение Магаданского областного суда. Чтобы избежать подобных споров, работодателю лучше внести даты выплаты зарплат в ПВТР.

 

Письмо Минтруда России от 06.10.2016 N 14-2/ООГ-8948

"О предоставлении инвалидам отпуска без сохранения зарплаты"

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 40.

Отпуск без оплаты сотруднику-инвалиду надо предоставлять в рабочем, а не календарном году. По ТК РФ работник-инвалид имеет право на неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году. При этом нет уточнения, в календарном или рабочем. Минтруд посчитал, что имеется в виду последний. Ведомство сослалось на Правила об отпусках 1930 года. Они действуют в части, которая не противоречит ТК РФ. Рабочий год составляет 12 полных месяцев. Отличие от календарного в том, что каждый рабочий год начинается не с 1 января, а со дня, когда сотрудник поступил на работу к конкретному работодателю. Минтруд не говорит, применим ли подход в сходных ситуациях. Например, можно предположить, что он распространяется и на отпуск за свой счет пенсионерам по старости. По их заявлению работодатель должен предоставить до 14 дней отпуска без оплаты в году. Учитывая мнение Минтруда, и в этой ситуации год нужно отсчитывать со дня поступления на работу.

 

Письмо Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1

"Об уведомлении работодателем органов службы занятости о расторжении трудовых договоров с работниками"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Юрлицо может сообщить в центр занятости о сокращении штата в произвольной письменной форме. Работодатель должен известить органы службы занятости, что собирается уволить сотрудников из-за ликвидации либо сокращения численности или штата. Роструд отметил: для уведомления можно использовать как установленную, так и произвольную форму, но обязательно письменную. Ведомство уточнило, что законодательство РФ не требует применять конкретную форму уведомления. Закон о занятости лишь перечисляет, какие сведения нужно отразить в таком сообщении. Среди них должность работника, квалификационные требования, условия оплаты труда. Правительство еще в 1993 году предусмотрело два образца форм - для представления информации о массовом увольнении и для сообщения сведений о высвобождаемых работниках. Свои формы уведомлений порой устанавливают субъекты РФ или даже конкретный центр занятости. Учитывая подход Роструда, работодатель сам может выбрать, какую форму использовать. Главное - указать в сообщении требуемые сведения. Организация должна уведомить органы службы занятости не позже чем за два месяца до начала увольнений, связанных с ликвидацией или сокращением. При массовом увольнении такой срок продлевается до трех месяцев.

 

Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 N АА-03-03-36/21179

"О рассмотрении обращения"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Разъяснен вопрос о необходимости переоформления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности. Сообщается, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. Лицензии, выданные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежали переоформлению в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ, и в настоящее время являются недействующими. Для осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо получение новой лицензии. Возможность переоформления ранее выданных лицензий с иным наименованием предусмотрена ч. 6.1 ст. 22 Закона N 99-ФЗ, согласно которой лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном данной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

 

Письмо Минобрнауки России от 17.08.2016 N АК-1929/06

"О разъяснении"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Минобрнауки России даны разъяснения о лицензировании проведения профессиональной гигиенической подготовки. Согласно Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (утв. Приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229), профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться: - на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников; - непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе). Минобрнауки России сообщает, что исходя из специфики профессиональной гигиенической подготовки, описанной в указанной Инструкции, не следует, что обучение ведется по одной из образовательных программ, предусмотренных в статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ и перечисленных в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, для реализации которых необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.

 

Информация Росаккредитации от 20.10.2016

"О разъяснении законодательства"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Росаккредитацией даны разъяснения по вопросу введения в действие кодов ОКПД2. Сообщается, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утверждены Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой предыдущих редакций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и Общероссийского классификатора продукции (ОКП). Возможность указания кодов ОКПД2 для заявителей и органов по сертификации в составе сведений о выданных сертификатах и зарегистрированных декларациях в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации предусмотрена с начала 2016 года. Поскольку с 1 февраля 2014 года введены в действие коды ОКПД2 ОК с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой кодов ОКПД и ОКП, рекомендуется при внесении сведений о декларациях о соответствии и сертификатах соответствия в реестры  Росаккредитации вместе с указанием кодов ОКП (ОК) указывать соответствующие им коды ОКПД2. С 1 января 2017 года при внесении сведений о декларациях о соответствии и сертификатах соответствия в реестры Росаккредитации возможность указания кода ОКП (ОК) будет прекращена. Также отмечается, что в соответствии с порядком ведения реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, предусмотренным законодательством РФ и правовой базой ЕАЭС, возможность внесения изменений в сведения о зарегистрированных декларациях о соответствии и выданных сертификатах соответствия отсутствует. Таким образом, внесение изменений в сведения реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия заявителям и аккредитованными органами по сертификации в связи с переходом на ОКПД2 не требуется.

 

Приказ Минюста России от 05.10.2016 N 223

"Об утверждении формы удостоверения адвоката и порядка его заполнения"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.10.2016.

Начало действия документа: Вступил в силу 31.10.2016.

Минюстом России утверждена новая форма удостоверения адвоката Признан утратившим силу Приказ Минюста России от 23.04.2014 N 84, которым была утверждена ранее действовавшая форма удостоверения адвоката.

 

 

Президиум Верховного Суда РФ 19.10.2016

"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2016)"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Верховный Суд РФ подготовил третий обзор судебной практики в 2016 году. В документе рассмотрены, в том числе: - практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, споров, связанных с трудовыми, социальными, жилищными, семейными, налоговыми правоотношениями, практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, порядок назначения уголовного наказания;

- обзор практики международных договорных органов ООН и практики Европейского Суда по правам человека;

- а также даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

- исполнение одним из поручителей обязательства в полном объеме прекращает обязательство должника перед кредитором, но не перед этим поручителем, к которому перешло право требования как к должнику, так и к другому поручителю, если иное не установлено договором поручительства;

- конкурсный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков вследствие ненадлежащего исполнения им обязанностей арбитражного управляющего независимо от наличия требований о возмещении причиненного вреда к иным лицам;

- изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о собственнике недвижимости ввиду его реорганизации в форме преобразования осуществляется по правилам, предусмотренным для внесения изменений в связи со сменой наименования юридического лица;

- право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей, а не сетевой организации; - предоставление поставщиком скидки покупателю за достижение определенного объема закупок влечет необходимость уменьшения налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, для поставщика и пропорционального уменьшения (восстановления) ранее заявленных налоговых вычетов для покупателя;

- налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на основании которых указанные суммы были взысканы.

 

Письмо ФНС России от 18.10.2016 N БС-4-11/19695@

"О налогообложении доходов физических лиц"

Источник публикации: Документ опубликован не был

В целях предоставления налогового вычета по НДФЛ право собственности на жилое помещение, зарегистрированное после 15 июля 2016 года, подтверждается выпиской из ЕГРП. Это связано с тем, что с указанной даты прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. На основании положений статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с 15 июля 2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

 

Информация ФНС России

"О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Срок давности при привлечении к ответственности за неуплату или неполную уплату налога исчисляется с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение. Налогоплательщик не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год, срок уплаты которого установлен до 28 марта 2013 года. По мнению ФНС России, правонарушение состоялось в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года. В этой связи по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика решение налогового органа от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности было признано правомерным. Отмечено при этом, что такое решение согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

 

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru