КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 25 июля 2011 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Архив правовых новостей

Федеральное законодательство. Важное!

Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-68

"О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 14.11.2008 N 15/11-307 "Об утверждении структуры администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"

Вступил в силу с 08.07.2011.

В структуру администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" включены отдел по связям с общественностью и социальной работе, управление информации и организационной работы, отдел строительства, муниципального контроля и охраны окружающей среды, управление контроля, мониторинга и анализа. Из структуры администрации исключены управление муниципального заказа, сектор по связям с общественностью.

Указ Главы РК от 14.07.2011 N 108

"О праздничном дне — 22 августа 2011 года"

Вступает в силу со дня официального опубликования.

22 августа 2011 года — день 90-летия образования Республики Коми объявлен праздничным, дополнительным выходным днем.

Решение Совета муниципального района "Удорский" от 23.06.2011 N 4-7

"О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Удорский" от 12 декабря 2008 года N 18-11 "Об утверждении структуры администрации муниципального района "Удорский"

("Выль туйод", N 82-83, 15.07.2011)

Вступил в силу с 23.06.2011.

Из структуры администрации муниципального района исключен отдел образования.

Решение Совета МО городского округа "Ухта" от 29.06.2011 N 43

"О реорганизации МУ "Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды" администрации МОГО "Ухта"

("Город", N 26, 02.07.2011)

Вступил в силу с 29.06.2011.

Установлено, что муниципальное учреждение "Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды" администрации МОГО "Ухта" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства по г. Ухте" на основании решения Совета МОГО "Ухта" от 29 июня 2011 г. N 43 "О реорганизации МУ "Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды" администрации МОГО "Ухта".

Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-62

"О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25.12.2007 N 7/12-149 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар"

Вступил в силу с 08.07.2011.

Уточнено, что бюджет МО ГО "Сыктывкар" составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Уточнены порядок и сроки составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Исключено положение, предусматривавшее, что среднесрочный финансовый план ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленном администрацией. Установлено, что проектом решения о бюджете устанавливается общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.

Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-59

"О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 23.11.2006 N 31/11-516 "О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар"

Вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Установлены показатели, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности при реализации товаров с использованием торговых автоматов (Пас), показатель, учитывающий особенности места ведения предпринимательской деятельности (Пмвд).

Федеральное Законодательство

Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 581

"О переносе выходных дней в 2012 году"

На 2012 год утвержден список перенесенных выходных дней

Переносятся следующие выходные дни:

  • с воскресенья 11 марта на пятницу 9 марта;
  • с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
  • с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
  • с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

В соответствии со статьей 112 ТК РФ Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

Письмо ФНС РФ от 19.07.2011 N ЕД-4-3/11583@

Значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти за июнь 2011 года, установлено в размере 10,3950.

Значение данного коэффициента рассчитано исходя из следующих показателей: уровня мировых цен на нефть (111,95 долл. США за баррель) и среднего значения курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (27,9846). В прошлом месяце этого года величина данного показателя была несколько ниже и составила 10,3241.

Приказ Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273

"Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2011 N 21367.

Утверждена новая номенклатура товаров, работ, услуг для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков

Согласно Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", два и более заказчика вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.

При этом под одноименными товарами, работами, услугами понимаются те, которые относятся к одной группе в соответствии с утвержденной данным Приказом номенклатурой.

Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития РФ от 01.12.2010 N 601, которым ранее была утверждена предыдущая версия такой номенклатуры.

Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"

В целях установления единообразных принципов технического регулирования внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Изменения вносятся в 47 законодательных актов, в том числе в Федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О пожарной безопасности", "Об экологической экспертизе", "О безопасности дорожного движения", "Об оружии", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в Гражданский кодекс РФ, в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Налоговый кодекс РФ, в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, в Трудовой кодекс РФ.

Указанные законодательные акты приводятся в соответствие с законодательством о техническом регулировании, а также с обязательствами Российской Федерации в сфере технического регулирования в рамках Таможенного союза в части регулирования безопасности объектов технического регулирования, оценки соответствия (в том числе государственного контроля (надзора), выдачи согласований, разрешений, заключений по результатам проверок на соответствие обязательным требованиям).

"Рекомендации по осуществлению государственных закупок персональных компьютеров в РФ"

(утв. ФАС РФ)

ФАС РФ дает рекомендации по осуществлению государственных закупок персональных компьютеров, а также приводит примеры нарушений антимонопольного законодательства при составлении технических спецификаций по таким закупкам

Разъяснено, в частности, как при определенном использовании наименований товарных знаков, слов "или эквивалент" без указания параметров эквивалентности, а также при использовании технических особенностей для описания минимального уровня производительности могут быть нарушены нормы российского законодательства.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Подписан Закон, направленный на расширение полномочий судебных приставов в сфере административной юрисдикции

Поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, будут нести не дисциплинарную, а административную ответственность на общих основаниях, в частности, за:

  • неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
  • воспрепятствование законной деятельности судебного пристава;
  • неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Кроме того, в Законе:

  • установлены правила исчисления срока административного приостановления деятельности;
  • установлен перечень должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;
  • определен порядок осуществления привода.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", установлено, в частности, что вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 226-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Нижний предел административного штрафа за неуплату административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, увеличен до одной тысячи рублей

В целях повышения эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях, внесены изменения в часть 1 статьи 20.25, часть 5 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Установлено, что неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате в течение трех суток направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При этом протокол об административном правонарушении в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Предусмотрено, что в акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 237-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усилены меры административной ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования

В частности, усилена административная ответственность за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов. Так, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей (ранее — от 500 до 1000 рублей).

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества повлечет штраф с граждан в размере от 1000 до 2000 рублей (в прежней редакции — от 1000 до 1500 рублей).

Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми статьями, предусматривающими ответственность, в том числе за:

  • нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов;
  • недостоверное декларирование соответствия продукции;
  • нарушение порядка реализации (маркировки) продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
  • нарушение правил выполнения работ по сертификации;
  • представление недостоверных результатов исследований (испытаний);
  • нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
  • невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля в сфере технического регулирования.

Усилена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 216-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Сторонам договора коммерческой концессии предоставлено больше свободы в определении его условий

В договор коммерческой концессии разрешено включать обязательство пользователя (пользователя товарным знаком, знаком обслуживания, ноу-хау и т.п. исключительных прав, переданных ему правообладателем) реализовывать продукцию, работы или услуги по установленным правообладателем ценам. В то же время установлено, что ограничительные условия договора могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Установлена возможность включения в договор коммерческой концессии, заключенный на определенный срок или без указания срока его действия, условия о прекращении его во всякое время по желанию каждой из сторон, с уведомлением об этом за тридцать дней и с уплатой отступного.

Установлены основания (в т.ч. нарушение пользователем условий договора о качестве товаров, работ или услуг) и порядок отказа от исполнения договора правообладателем в одностороннем порядке.

Внесены также изменения в регламентацию преимущественного права пользователя на заключение договора на новый срок, устанавливающие иной порядок перезаключения договора (в частности сторонам предоставлена возможность изменения его условий) и уточняющие последствия несоблюдения преимущественного права пользователя на заключение нового договора.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 220-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на урегулирование порядка преобразования унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм

Изменения внесены в статью 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статьи 10 и 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Внесенными поправками для унитарных предприятий предусматривается возможность преобразования их в государственные (муниципальные) учреждения, а также в автономные некоммерческие организации.

Соответствующие решения могут приниматься Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Преобразование унитарного предприятия не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 238-ФЗ

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Минздравсоцразвития РФ будет устанавливаться Типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков, ежегодно реализуемых работодателем за счет средств, направляемых на охрану труда

В соответствии с Трудовым кодексом РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В Трудовой кодекс РФ включено понятие профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Определено, что Минздравсоцразвития РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет устанавливать порядок оценки уровня профессионального риска и утверждать положение о системе управления профессиональными рисками.

Также Минздравсоцразвития РФ будет устанавливать:

  • перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация;
  • правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда;
  • порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций;
  • порядок приостановления или отзыва аккредитации.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 239-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений"

Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся деятельности государственных и муниципальных учреждений

Уточнены положения ряда законодательных актов, в том числе Федерального закона "Об автономных учреждениях".

Так, например, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим предусмотренные уставом виды деятельности на основании разрешительных документов, после изменения типа учреждения предоставлено право без переоформления документов продолжить осуществлять такую деятельность до окончания срока действия разрешительных документов.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми положениями:

  • исключены из объекта налогообложения НДС работы и услуги казенных, бюджетных и автономных учреждений, выполняемые (оказываемые) в рамках государственного (муниципального) задания за счет бюджетных субсидий;
  • от налогообложения налогом на прибыль освобождены доходы бюджетных учреждений, доведенные до них в установленном порядке до 1 июля 2012 года, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Поправками, внесенными в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" предусмотрены, в частности, особенности санкционирования операций со средствами, поступающими на лицевые счета автономных учреждений, урегулирован порядок использования в текущем финансовом году остатков бюджетных средств, предоставленных автономным учреждениям.

Согласно ранее действовавшему правилу автономные учреждения, чья деятельность выходила за рамки определенных законодательством сфер деятельности, подлежали реорганизации или ликвидации до 1 января 2012 года. Теперь установлено, что автономные учреждения, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или изменении типа, с указанной даты будут являться бюджетными учреждениями. Исключение сделано для созданных до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений фондов содействия кредитования, бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций.

Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, в том числе в положения, регулирующие порядок уплаты НДС, налога на прибыль организаций и другие налоги

Основная часть изменений коснулась положений главы 21 "Налог на добавленную стоимость".

Так, в частности, скорректированы и дополнены нормы, предусматривающие порядок определения места реализации работ (услуг) для целей взимания НДС.

Расширен перечень операций, освобождаемых от налогообложения (в т.ч. включены работы и услуги, связанные с сохранением объектов культурного наследия, услуги по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков).

Уточнен перечень работ (услуг) на железнодорожном транспорте, а также определен перечень товаров для официального использования международными организациями, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке ноль процентов.

Скорректирован перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на применение ставки НДС ноль процентов (исключена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки, определен перечень документов для услуг, включенных в статью 164 НК РФ).

Предусмотрена возможность выставления корректировочного счета-фактуры при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен порядок восстановления сумм налога для указанных случаев, а также для случаев получения налогоплательщиком субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Изложены в новой редакции нормы, регулирующие применение налоговых вычетов по НДС, в том числе:

  • в отношении объектов недвижимости при их строительстве, модернизации (реконструкции);
  • при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • в случаях, когда обязательство об оплате предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Установлен срок для представления в налоговый орган банковской гарантии для целей применения заявительного порядка возмещения НДС (не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации).

Помимо этого, в частности, внесены следующие изменения в главу 25 НК РФ:

  • к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены затраты на добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
  • установлен порядок признания в налоговом учете средств государственной поддержки организаций кинематографии, российских образовательных учреждений.

Признаны утратившими силу отдельные нормы законодательства о налогах и сборах.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 215-ФЗ

"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнено понятие "реконструкции объектов капитального строительства" и дано определение понятию "капитальный ремонт объектов капитального строительства"

Так, в частности, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов.

В отдельные понятия выделены реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов. Из текстов ряда законодательных актов, в т.ч. из Налогового и Земельного кодексов, исключено понятие "расширения" различных объектов недвижимости, которое в соответствии с данными изменениями вошло в понятие "реконструкция".

Определены случаи, при которых особенности отнесения видов работ к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов могут устанавливаться Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ

"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отдельными видами юридических лиц будет размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru

Подписан Закон, устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке следующими юридическими лицами, в том числе:

  • государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, утилизации ТБО, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, является положение о закупке.

Положение о закупке утверждается:

  • высшим органом управления государственной корпорации, государственной компании;
  • руководителем унитарного предприятия;
  • наблюдательным советом автономного учреждения;
  • советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества;
  • общим собранием участников общества.

Способами закупки являются конкурс, аукцион, а также иные способы, предусмотренные положением о закупке.

На официальном сайте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, будет осуществляться ведение реестра недобросовестных поставщиков, уклонившихся от заключения договоров, или поставщиков, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений. До 1 июля 2012 года положение о закупке и иная информация о закупке размещаются на сайте заказчика, а после 1 июля 2012 года — на официальном сайте.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145

Иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами, подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред, если иное не предусмотрено законодательством

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, информировал арбитражные суды о следующих рекомендациях, в частности:

  • ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование, поэтому замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика;
  • требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, которым истцу причинен вред, а бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, лежит на ответчике;
  • требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
  • тот факт, что законное проведение производства по делу об административном правонарушении и законное применение в отношении истца мер обеспечения такого производства имели для него неблагоприятные имущественные последствия, не является основанием для возмещения вреда.

Комментарии Законодательства (постатейные комментарии и книги, юридическая пресса)

"Собственность и иные вещные права на жилые помещения: Практическое пособие"

(Тихомиров М.Ю.)

("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2011)

Данная работа представляет собой комментарий положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопросы правообладания жилыми помещениями. Автор отвечает на вопросы о том, что является объектом жилищных прав, какие существуют виды жилых помещений, каково назначение жилого помещения; раскрывает содержание конституционного принципа неприкосновенности жилища, сущность процедуры государственной регистрации прав на жилые помещения, понятие жилищного фонда; приводит основания возникновения жилищных прав и обязанностей и правила защиты этих прав. В книге дается анализ правового положения собственников жилых помещений, а также граждан, проживающих в принадлежащих собственнику помещениях; изучается правовой режим общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и статус общего собрания указанных лиц.

"Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие"

(Король И.Г.)

("Проспект", 2010)

В научно-практическом пособии рассматриваются теоретические и практические проблемы личных неимущественных прав ребенка.

Автор работы изучает понятие личных неимущественных прав ребенка, исследует их специфику, дает классификацию. Проводит анализ соотношения международного и российского права в сфере личных неимущественных прав ребенка. Исследует проблемы отдельных видов личных неимущественных прав ребенка по Семейному кодексу РФ, например, не в полной мере регулируются вопросы осуществления личных неимущественных прав ребенка при суррогатном материнстве, недостаточно четко определены правила присвоения имени ребенку, не установлено место общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, и др.

Все выявленные проблемы рассмотрены автором, предложены пути их разрешения.

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

(постатейный)

(Ковалева Н.Н., Холодная Е.В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

В представленном Комментарии проводится исследование положений Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регламентирующих механизм реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Авторы изучают правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, и основные принципы данного обеспечения. Рассматривают положения об активном использовании информационных технологий, объективном информировании граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В работе дан анализ единого порядка предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Освещается система контроля и надзора за обеспечением доступа к информации о деятельности органов, уделяется внимание ответственности за нарушение данных прав.

"Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: Монография"

(Феоктистова Е.Е.)

("Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России", 2010)

Автор монографии проводит анализ правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам, изучает сущность международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, приводит классификацию субъектов международного сотрудничества по уголовным делам и рассматривает такие процедурные аспекты деятельности органов предварительного расследования Российской Федерации в области взаимодействия с зарубежными коллегами, как направление запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, исполнение запросов об оказании такой помощи, вызов граждан с территории иностранных государств для производства следственных и иных процессуальных действий, а также производство отдельных следственных действий при исполнении запроса о правовой помощи.

Консультант Судебная Практика: Подборки судебных решений

Статья 168 "Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 170 "Недействительность мнимой и притворной сделок" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 195 "Понятие исковой давности" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 208 "Требования, на которые исковая давность не распространяется" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 452 "Порядок изменения и расторжения договора" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 931 "Страхование ответственности за причинение вреда" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 942 "Существенные условия договора страхования" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 963 "Последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 966 "Исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 1108 "Возмещение затрат на имущество, подлежащее возврату" ГК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 3 "Государственная пошлина за государственную регистрацию" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 5 "Содержание государственных реестров" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 11 "Решение о государственной регистрации" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 21.1 "Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 60 "Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 64 "Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 68 "Уведомление о введении наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 156 "Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" главы 24 "Единый социальный налог" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам" главы 24 "Единый социальный налог" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 255 "Расходы на оплату труда" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 268 "Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 272 "Порядок признания расходов при методе начисления" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 333.3 "Ставки сборов" главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

Статья 333.35 "Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 356 "Общие положения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

Статья 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона "О бухгалтерском учете"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 2 "Сфера применения контрольно-кассовой техники" Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 4 "Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения" Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Статья 5 "Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику" Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

(Подборка судебных решений за 2011 год)

(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")

Анонс журнала "Главная Книга"

ТЕМА НОМЕРА
Заполняем новый больничный

Только бухгалтеры успели адаптироваться к новому порядку расчета соцстраховских пособий, как подоспел новый бланк больничного вместе с порядком его заполнения.

Нюансов масса. Больничный нельзя заполнять шариковой ручкой. Писать в ячейках можно только заглавными печатными буквами, не выходя за границы ячейки и не соприкасаясь с ними. Из рубрики "Нормативный документ" вы узнаете, на что еще нужно обращать внимание в разделе листка, заполняемом врачом, чтобы не было проблем с возмещением пособия из ФСС, а также как правильно заполнить "работодательскую" часть больничного.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
За неуплату административного штрафа придется раскошелиться минимум на 1000 руб.

Благотворителям добавили льгот

Отмена отчетности АО по чистым активам с 2012 г.

Если работник-нерезидент сменил статус в середине года, НДФЛ возвращает организация

ФНС приказала своим "копать глубже", доказывая необоснованную налоговую выгоду

Вернули покупателю аванс "зачетом" — лишились права на вычет авансового НДС

БУХГАЛТЕРСКИЙ КЛУБ
Обязан ли работодатель ознакомить работников с графиком отпусков

В разгар летнего сезона в редакцию пришло письмо с жалобой на работодателя. Тот утвердил график отпусков, работников с ним не ознакомил, и только за две недели до начала отпуска уведомляет работников о дате, с которой они могут идти отдыхать. Должен ли работодатель знакомить работников под роспись с этим графиком после его утверждения? Может ли работник отказаться уходить в отпуск по графику, если он не был ознакомлен с ним? Читайте наш "Бухклуб".

ДИАЛОГ

С.Ф. Вельмяйкин, Минздравсоцразвития России: "Больничные и детские пособия — на отдельную карту"

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЭТО АКТУАЛЬНО
Модернизация полностью самортизированных ОС

(Возобновляем начисление налоговой амортизации линейным методом)

Начисление налоговой амортизации после модернизации ОС всегда вызывает вопросы у бухгалтеров. Вопросов становится еще больше, если речь идет о полностью самортизированном ОС. Как определять норму амортизации и, соответственно, сумму ежемесячных амортизационных отчислений, когда срок полезного использования такого ОС уже истек? Стоит ли его увеличивать, если есть такая возможность? Все ответы — в ближайшем номере ГК.

Как не попасться на удочку инспектора. Часть II. Проверки

В свежем номере мы рассказываем вам об уловках, которыми пользуются некоторые налоговые инспекторы в ходе камеральных и выездных проверок, и разбираемся, как действовать в ответ. А о том, что делать, когда налоговики применяют нечестные приемы в повседневном общении с налогоплательщиками, рассказывалось в ГК, 2011, N 12.

Премии: налогообложение и оформление

Многие бухгалтеры до сих пор считают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре либо в локальном акте. И зачастую премии ко дню рождения работника, к юбилею фирмы или за активную общественную работу попадают в налоговые расходы. Насколько это правомерно и как оформить премии, чтобы у проверяющих не было претензий, читайте в нашем журнале.

Внимание, берем кассу!

Все знают, что при расчетах наличкой или платежными картами нужно применять ККТ. И если вы решили заняться деятельностью, где такие расчеты неизбежны (к примеру, розничная торговля), то наверняка столкнетесь с проблемой выбора и покупки кассовой техники, а также с ее регистрацией в налоговой инспекции. Мы собрали наиболее интересные вопросы от наших читателей на эту тему и ответили на них. Надеемся, что в рубрике "Спрашивали — отвечаем" вы найдете ответ и на свой вопрос.

ТЕКУЧКА
Ремонт или модернизация?

(Критерии отнесения работ по восстановлению ОС к ремонту или модернизации)

Вы заменили сломанную деталь на такую же, только новую? Сомнений нет — вы провели ремонт. А если вы меняете деталь еще не сломанную, но уже дышащую на ладан? Как быть, если новая деталь, скажем, более долговечна? А как учесть работы, стоимость которых сопоставима со стоимостью самого ОС? Возможно, для вас ремонтный характер работ в этих случаях очевиден, но проверяющие могут усмотреть тут признаки модернизации.

Считаем НДС при продаже комплектов товаров, облагаемых по разным ставкам

Некоторые торговые организации формируют комплект из разных товаров и продают их в одной упаковке. Например, альбом для рисования и краски, игрушка и конфеты, журнал и диск. И все бы ничего, да вот ставки НДС на эти товары могут быть разные: альбомы для рисования, игрушки, журналы облагаются по ставке 10%, а краски, конфеты и диски — по ставке 18%. Так по какой же ставке надо исчислить НДС при продаже подобного комплекта? Читайте очередной номер ГК.

Слет с патентной УСНО: что придется заплатить в бюджет

В прошлом номере мы говорили о том, когда предприниматели могут применять УСНО на основе патента, насколько выгодна эта система налогообложения, какие налоги и взносы надо при ней платить и какую отчетность сдавать. Теперь пришло время рассказать о том, какие налоговые последствия будут у предпринимателей, утративших право на применение патентной УСНО.

Займы работникам: считаем НДФЛ с матвыгоды по процентам

Если выдать работнику заем под низкие проценты, то у него возникнет материальная выгода от экономии на процентах, облагаемая НДФЛ. В рубрике "Спрашивали — отвечаем" мы ответили на самые распространенные вопросы бухгалтеров о такой материальной выгоде, причем как по процентным, так по беспроцентным займам.

Убыль и потери, с нормами и без

(Чем естественная убыль отличается от технологических потерь и как различается их учет для целей налогообложения прибыли)

Все бухгалтеры знают, что потери от недостачи или порчи МПЗ при хранении или транспортировке, технологические потери при производстве или транспортировке учитываются в налоговых расходах. Но не все понимают, чем технологические потери отличаются от естественной убыли, когда и как они нормируются и как быть, если норм вообще нет. Как всегда, на помощь приходит наш журнал.

Авто от "физика" в безвозмездное пользование: про налоги и не только

Последнее время к нам все чаще поступают вопросы, касающиеся получения фирмой автомобиля от физического лица (к примеру, своего учредителя) в безвозмездное пользование. В основном они касаются документального оформления и налоговых последствий такого пользования. Мы обобщили ответы на эти вопросы в небольшую статью.

Декларируем продажу основного средства при ОСНО

Для доходов и расходов, связанных с продажей основных средств, в декларации по налогу на прибыль выделены отдельные строки. Но не все бухгалтеры знают, что именно нужно указывать в этих строках. Кроме того, многие задаются вопросом, нужно ли как-то специально отражать реализацию ОС в бухгалтерской отчетности и декларации по НДС. Мы подробно рассмотрели порядок заполнения отчетности на примере продажи ОС с убытком. Ведь именно такая ситуация вызывает больше всего затруднений.

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов?

Чтобы максимально обезопасить себя, некоторые бухгалтеры обращаются в инспекцию, где стоит на учете потенциальный контрагент, с просьбой предоставить информацию о том, своевременно ли он уплачивает налоги и не привлекался ли к налоговой ответственности. Однако налоговики могут запросто отказаться предоставлять такие сведения, сославшись на налоговую тайну. Мы расскажем вам, насколько правомерен такой отказ.

Арендодатель стал предпринимателем: последствия для компании-арендатора

Ситуация в наше время не редкая: организация арендовала нежилое помещение у обычного гражданина, а он через какое-то время становится индивидуальным предпринимателем. Узнав об этом, арендатор наверняка задастся вопросом: меня это как-то касается и что нужно сделать? Мы все разложим по полочкам.

Предоставляем сотрудникам воду, чай и кофе: что с налогами

Многие компании покупают для работников чай, кофе и бутилированную воду. И чем существенней сумма этих расходов, тем больше хочется учесть ее для целей налогообложения. Как доказать обоснованность таких расходов? Нужно ли начислять НДС на стоимость чая, кофе и воды? Возникает ли у работников доход, облагаемый НДФЛ и страховыми взносами? Мы поможем разобраться со всем этим.

О ЧЕМ В ЗАКОНЕ НЕ ПРОЧТЕШЬ
Как изменить назначение платежа в исполненной платежке

Независимо от того, плательщик ли вы или получатель денег, у вас может появиться необходимость изменить назначение платежа в уже исполненной банком платежке. Как это сделать, чтобы свести к минимуму риск спора с налоговиками и с контрагентом, читайте в одном из материалов рубрики "Давайте разберемся".

Чем аукнется завышение зарплаты работника в справке с места работы

Многим знакома ситуация, когда работник приходит в бухгалтерию и просит справку о зарплате за определенный период. Да не простую, а практически "золотую": то есть чтобы зарплата в ней была побольше. Как реагировать бухгалтеру: однозначно отказать работнику или пойти навстречу? А если согласиться — чем это может грозить самому бухгалтеру? Об этом читайте в очередном номере ГК.

Нужно ли применять понижающий коэффициент при продаже автомобиля с убытком

При продаже с убытком машины, по которой для целей налогообложения прибыли когда-то применялся понижающий коэффициент, возникает вопрос: как в налоговом учете списать убыток, если часть срока автомобиль амортизировался с понижающим коэффициентом, а часть — уже без него? Предлагаем на ваш суд два альтернативных подхода: безопасный и рискованный.

СУД РЕШИЛ
Подборка новых судебных решений о том, что:
  • предприятия общепита тоже могут применять 10%-ную ставку НДС;
  • неверное указание кода ОКАТО в платежке начисления пеней не влечет;
  • перейдя на упрощенку, НДС по недвижимости нужно восстановить единовременно;
  • переплата налога, подтвержденная актом сверки с инспекцией, не нуждается в дополнительных доказательствах,

и о многом другом.

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru