Выпуск от 10 мая 2012 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральное законодательство. Важное!↑
Приказ Минэкономразвития РК от 18.04.2012 N 153
"Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Республики Коми"
Вступает в силу с 18.04.2012, действует до 31 декабря 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 февраля 2012 года.
Установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Государственного учреждения Республики Коми "Центр поддержки развития экономики Республики Коми", а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Определены стандарт предоставления государственной услуги, административные процедуры (состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме), формы контроля за исполнением Регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) учреждения, а также его должностных лиц и государственных служащих.
Постановление Правительства РК от 28.04.2012 N 182
"О Порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации части затрат, связанных с получением кредита на строительство или приобретение жилья"
Вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.
Определен механизм предоставления гражданам социальных выплат в виде компенсации части затрат, связанных с получением кредита на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми.
Утвержден перечень документов, которые граждане предоставляют в Министерство экономического развития Республики Коми в срок не позднее 1 января 2014 г. включительно для получения выплаты.
Право на получение выплаты имеют граждане, заключившие не позднее 1 января 2014 г. включительно с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми и состоявшие на момент получения кредита на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или признанные после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Приказ Минэкономразвития РК от 25.04.2012 N 170
"О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 16 января 2012 г. N 5 "Об утверждении формы заявки на получение финансовой поддержки"
Уточнена форма заявки субъекта малого и среднего предпринимательства для получения финансовой поддержки (государственной услуги) в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2012 — 2013 годы)".
Приказ Минархстроя РК от 04.04.2012 N 104-ОД
"Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"
("Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 11.04.2012, N 15, ст. 371)
Определены требования к порядку исполнения государственной функции, административные процедуры, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), а также его должностных лиц.
Федеральное Законодательство↑
Федеральный закон от 03.05.2012 N 47-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Выезжающим за рубеж российским туристам будет предоставлено гарантированное право на получение экстренной помощи, представляющей собой действия по организации эвакуации, в том числе оплате услуг по перевозке и размещению
Экстренная помощь, о возможности и способах предоставления которой туристы должны информироваться в письменной форме при заключении договора, будет оказываться за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Членами такого объединения должны стать все туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма. Ежегодные взносы в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма должны уплачиваться в определенной доле (0,1 процента) денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта, но не менее чем в размере 100 тысяч рублей.
В то же время снижен минимальный размер финансового обеспечения (определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии) для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, — с 10 миллионов рублей до 500 тысяч рублей.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях включена статья, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности — нарушение требований, связанных с ведением единого федерального реестра туроператоров, финансовым обеспечением при осуществлении туристской деятельности и деятельностью объединения туроператоров в сфере выездного туризма. За указанные нарушения предполагается накладывать административные штрафы, максимальный из которых (200 тысяч рублей) можно будет наложить на юридическое лицо за нарушение порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности.
Законодательные нормы, устанавливающие обязанность и порядок оказанию туристам экстренной помощи, обязанность объединения туроператоров в сфере выездного туризма и создания ими компенсационного фонда, вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней, а изменения, внесенные в КоАП РФ, — по истечении девяноста дней после дня официального опубликования данного Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390
"О противопожарном режиме"
Утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации
Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства или содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и организаций в целях обеспечения пожарной безопасности.
Детально регламентированы правила противопожарного режима, в том числе на территориях поселений, в зданиях для проживания людей, научных и образовательных, культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, организациях торговли, лечебных учреждениях.
В приложениях приведены, в частности, нормы оснащения помещений огнетушителями, форма наряда-допуска на выполнение огневых работ.
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 02.05.2012 N 40-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Губернаторы ("высшие должностные лица") субъектов Российской Федерации будут избираться непосредственно гражданами из числа кандидатов, поддержанных главами и депутатами муниципальных образований
Выдвигаемые политическими партиями либо в порядке самовыдвижения (если самовыдвижение предусмотрено законом субъекта РФ) кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ должны получить поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований соответствующего субъекта РФ. При этом поддержавшие кандидата муниципальные депутаты и главы муниципальных образований должны представлять в определенной пропорции муниципальные образования разных видов.
Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собирать также и подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Законом предусмотрена и возможность отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями, зарегистрированными на территории субъекта РФ, на основании и в порядке, установленных законом субъекта РФ; при этом два таких основания определены данным федеральным законом — это нарушение высшим должностным лицом субъекта РФ законодательства, факт совершения которого установлен судом, и неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом.
Определены и основные положения процедуры отзыва высшего должностного лица субъекта РФ, предусматривающие, в частности, право на инициативу обращения в суд с заявлением об установлении указанных фактов политических партий, общественных объединений и групп граждан в количестве не менее 100 человек, а также предусматривающие сбор подписей избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву (не менее одной четверти зарегистрированных избирателей) и обеспечение возможности голосования как за отзыв, так и против отзыва высшего должностного лица субъекта РФ.
Кроме этого, внесены уточнения в некоторые другие нормы, регулирующие общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в частности, определены основания для утраты высшим должностным лицом субъекта РФ доверия Президента РФ — ими будут являться выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ факта коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Президент также будет вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (неисполнения решения в течение месяца или в иной указанный в решении срок).
Федеральный закон от 03.05.2012 N 44-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Расширен круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере природопользования (использования и охраны недр и водных объектов)
Кроме руководителей (и заместителей руководителей) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, дела об административных правонарушениях от имени этих органов будут вправе рассматривать руководители их структурных подразделений и заместители руководителей структурных подразделений.
"Письмо" ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и
ФФОМС составлен список подлежащих применению писем, носящих информационный характер и содержащих разъяснения норм и положений законодательства
Список подготовлен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и ряда иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования, и включает в себя 326 документов.
"Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
В перспективе 2013 — 2015 годов содержание налоговой политики будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, ее повышение на потребление, а также в переходе на новые системы налогообложения
В рамках мероприятий налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
- совершенствование механизмов налогообложения финансовых операций;
- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
В частности, предлагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат физическим лицам (некоторых грантов, выплат безработным гражданам, сумм оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Планируется скорректировать порядок представления имущественного налогового вычета по расходам на новое строительство и приобретение жилья.
Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (в том числе предлагается отказаться от установления особых правил определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличных от правил бухгалтерского учета).
Особое внимание в документе уделено специальным налоговым режимам для малого предпринимательства.
Так, например, предлагается с 1 января 2013 года ввести патентную систему налогообложения для ИП, путем ее выделения из УСН в самостоятельный налоговый режим. Также с 2013 года предусматривается установить добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД. По мере расширения сферы применения патентной системы предполагается отменить ЕНВД к 2018 году.
В качестве развития взаимосогласительных процедур предусматривается, в частности, введение обязательных досудебных процедур для всех актов налоговых органов, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности.
Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых, внести изменения в размеры ставок акциза в 2015 году, ввести налог на недвижимость, а также в рамках данного налога рассмотреть вопросы, касающиеся налогообложения престижного потребления (налогообложение объектов роскоши).
В плановом периоде предусматривается также принятие ряда мер, касающихся оптимизации налоговых льгот (в том числе предлагается рассмотреть вопрос о постепенной отмене льгот по налогу на имущество организаций путем повышения налоговых ставок в период с 2013 по 2019 годы). В рамках проведения работ по повышению эффективности налогового администрирования предлагается также ввести дополнительные меры по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (рассматривается возможность введения в российское законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях).
Приказ ФНС России от 27.02.2012 N ММВ-7-6/111@
"Об утверждении Порядка представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2012 N 23968.
Регламентирована процедура предоставления сведений из ЕГРН
В настоящее время порядок представления сведений из реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110. С даты признания утратившим силу этого Постановления вступит в действие новый порядок, утвержденный ФНС России.
В частности, новым Порядком предусматривается возможность направления запроса о предоставлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта ФНС России, при условии что такой запрос заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сведения об организации или физическом лице в полном объеме рекомендовано представлять в соответствии с формами, предусмотренными в приложениях к Порядку.
Срок представления сведений должен составлять не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.
"Письмо" Минфина России от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78
При получении товаров (работ, услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, налогооблагаемого дохода у физического лица не возникает
В обоснование данного вывода Минфин России сообщает следующее. Условиями маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическим лицом поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы или возврат физическому лицу части затраченных средств при совершении им покупок, оплата которых осуществляется с использованием банковских платежных карт.
С учетом данного условия получаемое физическим лицом вознаграждение не является безвозмездно полученным. По мнению Минфина России, указанные поощрения следует рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, не приводящую к возникновению дохода, подлежащего налогообложению. При этом начисляемые бонусы за пользование услугами банка можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом будущих покупок.
Также обращено внимание на то, условия начисления и списания бонусов, возврата части израсходованных средств должны иметь характер публичной оферты.
Письмо ФНС России от 25.04.2012 N ЕД-4-3/6995@
"По вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика"
Социальный налоговый вычет в размере расходов на оплату обучения брата (сестры) предоставляется налогоплательщику независимо от степени полнородности
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком за обучение ребенка, а также брата (сестры) по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях в возрасте до 24 лет (но не более 50 000 рублей на каждого ребенка). При этом в письме ФНС России отмечено, что положениями Налогового кодекса РФ не установлено ограничений на право предоставления данного налогового вычета с учетом степени полнородности братьев или сестер.
"Письмо" ФФОМС от 12.04.2012 N 2490/30-3/и
ФФОМС разработаны Методические рекомендации о возмещении причиненного ущерба в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией обязанности по организации представления медицинской помощи в рамках ОМС
Основаниями для предъявления застрахованным лицом претензии к страховой медицинской организации или иска в суд может являться, в частности:
- необоснованный отказ в выдаче полиса ОМС;
- отказ в предоставлении информации либо предоставление недостоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления застрахованному лицу медицинской помощи;
- отказ либо ненадлежащее осуществление по жалобе застрахованного лица контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях;
- необоснованный отказ в рассмотрении либо несвоевременное рассмотрение обращений и жалоб граждан;
- другие нарушения, ущемляющие права и законные интересы застрахованных лиц, гарантированные законодательством РФ в сфере обязательного медицинского страхования.
Возмещению застрахованному лицу подлежит ущерб вследствие причинения вреда его здоровью и жизни, имущественный ущерб, а также моральный вред.
При избрании досудебного способа защиты прав застрахованное лицо вправе обратиться в страховую организацию с претензией, содержащей требование о возмещении убытка (определены требования к содержанию претензии, основания оставления ее без рассмотрения, сроки рассмотрения, порядок принятия решения).
Признаны утратившими силу Положение о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ, образец бланка свидетельства и описание бланка свидетельства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (в настоящее время такие документы утверждены приказом ФМС России от 25.03.2011 N 81).
Комментарии Законодательства (постатейные комментарии и книги, юридическая пресса)↑
"Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями"
(Азаров Г.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Автор материала, посвященного вопросам регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, раскрывает содержание указанных категорий в рамках трудового права, рассматривает действующий в отношении данных лиц порядок приема на работу, организации процесса трудовой деятельности (виды и условия труда), установления режима рабочего времени, предоставления отпусков и расторжения трудовых договоров.
"Теоретические проблемы квалификации уголовно-правовых деяний: Монография"
(Колосовский В.В.)
("Статут", 2011)
Цель данной монографии — продемонстрировать причины и условия, способствующие появлению квалификационных ошибок, что, по словам автора, позволит в значительной степени минимизировать количество таких ошибок. В работе изучаются понятие и стадии применения нормы уголовного права, понятие и виды уголовно-правовой квалификации; дается общая характеристика квалификационных ошибок, а также рассматриваются ошибки при квалификации преступлений (по элементам состава преступления и при уголовно-правовой оценке квалифицирующих признаков преступления), ошибки при квалификации непреступных деяний и иных уголовно-правовых деяний; приводятся причины и условия квалификационных ошибок, совершенных различными субъектами судебно-следственной деятельности (дознавателями, следователями, прокурорами и судьями); показывается организационно-правовой механизм и средства профилактики, выявления и устранения квалификационных ошибок.
Консультант Судебная Практика: Подборки судебных решений↑
Статья 8 "Направление и регистрация письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
Статья 2.10 "Административная ответственность юридических лиц" КоАП РФ
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(В.Н. Трофимов)
Статья 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил" КоАП РФ
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(В.Н. Трофимов)
Статья 772 "Права сторон на результаты работ" ГК РФ
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Статья 861 "Наличные и безналичные расчеты" ГК РФ
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Статья 46 "Крупные сделки" Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
Статья 43 "Ограничения на выплату дивидендов" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Подборка судебных решений за 2011 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Статья 47 "Общее собрание акционеров" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Подборка судебных решений за 2012 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Статья 79 "Порядок одобрения крупной сделки" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Подборка судебных решений за 2012 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Статья 84 "Последствия несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Подборка судебных решений за 2012 год)
(ЗАО "Юринформ В")
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.