Выпуск от 13 января 2014 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2013, "Российская газета", N 273, 04.12.2013, "Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, N 49 (часть I), ст. 6327
Начало действия документа: 13.12.2013 (за исключением отдельных положений)
Действующее законодательство приведено в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (за исключением отдельных положений), закрепляющий новый порядок проведения государственных и муниципальных закупок.
В связи с этим в большое количество федеральных законов внесены изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым порядком.
В частности, изменениями в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, а также особенности заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Уточнены отдельные положения КоАП РФ, касающиеся ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступает в силу 30.01.2014.
Средним и крупным коммерческим организациям не потребуется уведомлять ФАС России о ряде сделок и иных действий, направленных на экономическую концентрацию.
С 30 января 2014 г. ряду коммерческих (в том числе финансовых) организаций не потребуется уведомлять ФАС России о совершенных сделках и иных действиях, направленных на экономическую концентрацию. В частности, не нужно будет сообщать о реорганизации юрлиц в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов или выручка от реализации товаров за предшествующий год у реорганизованных компаний превышает 400 млн руб. (для финансовых организаций — сумму, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России). Полный перечень подобных сделок и иных действий предусмотрен ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, которая должна будет утратить силу. Такие положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 N 423-ФЗ. В то же время новые положения данного закона не затронут сделок, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа. На сегодняшний день в ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено семь видов сделок и иных действий, о совершении которых необходимо уведомлять ФАС России. Исполнить данную обязанность по общему правилу необходимо не позднее чем через 45 дней после совершения соответствующих сделок (действий). Если организация нарушит указанное требование или другие правила уведомления антимонопольного органа, то это может повлечь ряд негативных последствий. В частности, ей грозит штраф в размере от 150 до 250 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ). К тому же, если реорганизация или сделка, о которой не был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, ФАС России может обратиться в суд с иском о ликвидации либо реорганизации вновь созданного юрлица, а также может потребовать признать сделку недействительной (ч. 3 и 4 ст. 34 Закона N 135-ФЗ). В Законе N 423-ФЗ не содержится порядка направления названных уведомлений в переходный период. В частности, не решен вопрос о том, нужно ли будет уведомлять ФАС России о сделках, совершенных до вступления в силу новых положений, если на момент, когда данное уведомление должно поступить, соответствующая норма перестанет действовать. Несмотря на то, что на момент совершения сделки такая обязанность у компаний будет, привлечь к административной ответственности за ее неисполнение будет невозможно. Объясняется это тем, что если рассматриваемый закон начнет действовать, то он будет иметь обратную силу, так как смягчает ответственность лица за правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Кроме того, в подобных обстоятельствах ФАС России будет не вправе потребовать реорганизации или ликвидации юрлиц, нарушивших обязанность об уведомлении, либо признания сделок недействительными. Норма, наделяющая антимонопольный орган этими полномочиями, утратит силу одновременно с исключением обязанности уведомления.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 419-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 10.01.2014.
Установлены особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Определено, в частности, что для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, если они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Продажа имущества должника — сельскохозяйственной организации (предприятия) должна осуществляться путем проведения торгов. Одновременно вводится правило, согласно которому, если предприятие не было продано на торгах, то имущество, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки и реализации, выставляется на продажу единым лотом.
Кроме того, в частности, преимущественное право приобретения указанного имущества предоставляется лицам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88
"О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не требуется трехмесячной просрочки по уплате процентов на сумму основного требования.
В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:
- если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов;
- в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения (мораторные проценты), при этом подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются;
- мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов;
- мораторные проценты уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям;
- мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования, но не на проценты по нему;
- мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
Предусматривается, что отдельные разъяснения, содержащиеся в данном Постановлении, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования Постановления на сайте ВАС РФ.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс РФ об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступает в силу 31.03.2014.
Введена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" уточняются:
- виды обязательных медицинских освидетельствований кандидатов в водители транспортных средств, а также освидетельствований водителей;
- виды обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые);
- процедуры прохождения и проведения медицинских освидетельствований и осмотров.
Установлено, что обязательные медицинские освидетельствования и осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом должно проводиться в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо пребывания кандидата в водители транспортных средств или водителя. Вводится понятие "водитель транспортного средства", при этом указывается, что водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Раскрываются понятия медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, перечни которых будут установлены Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 444-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 31.12.2013.
Срок выдачи гражданам универсальных электронных карт на основании их заявлений продлен до 31 декабря 2014 года.
Ранее было предусмотрено, что выдача таких карт на основании заявлений граждан проводится с 1 января по 31 декабря 2013 года, если более ранний срок не устанавливался региональным законом или актом. Выдача карт гражданам, не обратившимся с заявлениями об отказе от их получения, а также не подавшим заявлений о выдаче им таких карт заранее, также начнется с 1 января 2015-го года, а не с 1 января 2014-го года, как это было установлено ранее.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
"О специальной оценке условий труда"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.01.2014 (за исключением отдельных положений)
Установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда.
Предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Предусмотрены, в частности:
- права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;
- порядок организации проведения специальной оценки условий труда;
- перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;
- порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ
"О накопительной пенсии"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2015.
С 1 января 2015 года накопительная часть трудовой пенсии будет выделена в самостоятельный вид пенсии.
Принят Закон, устанавливающий основания возникновения прав на накопительную пенсию, а также порядок ее назначения и выплаты.
Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Выплачивается пенсия независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания.
Согласно закону накопительная пенсия будет устанавливаться при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца. Размер накопительной пенсии будет определяться исходя из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, а также ожидаемого периода выплаты пенсии. До 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). После указанной даты этот период будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии в соответствии с методикой, определяемой Правительством РФ.
Ежегодно размер накопительной пенсии будет корректироваться исходя из суммы поступивших страховых взносов, а также результатов их инвестирования. Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2015.
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров страховых пенсий. К страховым пенсиям относятся: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. По новой пенсионной формуле размер будущей пенсии будет рассчитываться исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица.
Пенсионные коэффициенты (баллы) будут рассчитываться с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию.
Предусматривается, в частности, постепенное повышение минимально требуемого стажа с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году.
В страховой стаж будут включаться социально значимые периоды жизни (служба в армии по призыву, уход за ребенком и т. д.).
Страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов — 6,6 в 2015 году с последующим увеличением до 30 к 2025 году.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.01.2014 (за исключением отдельных положений)
В целях обеспечения прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в России создается Фонд гарантирования пенсионных накоплений.
Система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить покрытие возможного дефицита средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в установленных Законом случаях посредством выплаты гарантийного возмещения за счет средств Фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН).
Участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц являются: застрахованные лица, страховщики, ГК "Агентство по страхованию вкладов", Банк России. Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, включая управление ФГПН, осуществляет Агентство по страхованию вкладов.
С целью формирования ФГПН для страховщиков вводятся база для исчисления гарантийных взносов и ставки гарантийных взносов в размере, обеспечивающем финансовую стабильность системы гарантирования прав застрахованных лиц. Согласно закону размеры ставок и сроки уплаты гарантийных взносов устанавливаются Банком России. Контроль за полнотой и своевременностью поступления взносов осуществляется Агентством.
Негосударственные пенсионные фонды допускаются к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, соответствующие установленным требованиям.
Закон (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 427-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.01.2014.
Максимальная продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличена до четырeх с половиной лет.
Указанный период наравне с периодами работы и (или) иной деятельности будет включаться в страховой стаж при определении права на пенсию.
С учетом данного обстоятельства размеры ранее установленных трудовых пенсий с 1 января 2014 года подлежат пересчету без истребования от гражданина каких-либо дополнительных документов.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 425-ФЗ
"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.12.2013.
Руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Соответствующее уточнение внесено в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 417-ФЗ
"О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.12.2013.
С 1 июля 2014 года рост платы за коммунальные услуги будет ограничен.
Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Предельные индексы будут устанавливаться на основании индексов изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период должны быть установлены не позднее чем 1 мая 2014 года и введены в действие с 1 июля 2014 года. Правительством РФ также должны быть утверждены основы формирования индексов, определяющие, в частности, порядок расчета и применения индексов по субъектам РФ и предельных индексов, мониторинга и контроля за их соблюдением, а также основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований. Помимо этого, в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядка его финансирования. Внесенными изменениями, в частности:
- закреплен порядок установления дополнительных взносов для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при невозможности использования средств фонда капитального ремонта;
- уточнен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта;
- расширен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, которые могут не включаться в региональному программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
Кроме того, поправками в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определены требования к региональным программам капитального ремонта, а также особенности расходования средств фонда, предоставленных после 1 января 2014 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40
"О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Источник публикации: "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
Верховный Суд РФ разъяснил, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, ни при каких обстоятельствах не может быть признано малозначительным правонарушением.
Кроме того, в Постановлении рассматриваются вопросы, касающиеся, в частности:
- определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях;
- обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, а также прокурором;
- извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте судебного рассмотрения дела об административном правонарушении;
- оформления полномочий защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении;
- особенностей обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях должностными лицами, в том числе входящих в состав коллегиального органа;
- переквалификации судьей действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности;
- исчисления срока административного ареста в отношении лица, уже отбывающего данное наказание по другому делу;
- назначения административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории РФ;
- конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- отложения судьей составления мотивированного постановления по делу об административном правонарушении.
Пленум Верховного Суда РФ также разграничил подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности.
Установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают жалобы указанных субъектов лишь в том случае, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.