Выпуск от 8 декабря 2014 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Письмо Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527
"О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Банком России разъяснены основные права и обязанности акционерных обществ в связи с заменой типов акционерных обществ с закрытых и открытых на публичные и непубличные. В частности, указывается, какие общества могут признаваться публичными; устанавливаются некоторые особенности функционирования обществ на период до приведения их уставов в соответствие с изменившимися положениями ГК РФ; подчеркивается, что получения статуса публичной компании не достаточно для возникновения ряда обязанностей, например, по обязательному раскрытию информации. Одновременно сообщается, что процедура приобретения или выкупа ценных бумаг, начатая до даты вступления в силу изменений в ГК РФ, должна быть завершена.
Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, "Российская газета", N 275, 03.12.2014.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2015.
С 1 января 2015 года МРОТ повышается с 5554 до 5965 рублей в месяц. Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда". Напомним, что минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 рублей в месяц был установлен Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ с 1 января 2014 года.
Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ
"О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, "Российская газета", N 278, 05.12.2014.
Начало действия документа: Вступает в силу 13.12.2014.
Усовершенствован порядок привлечения и использования в России иностранных работников. В Трудовой кодекс РФ введена новая глава 50.1, предусматривающая особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Так, в частности, если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет. Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, — срочный трудовой договор. Также установлены особенности, в том числе, заключения трудового договора, временного перевода работника, отстранения его от работы, прекращения трудового договора с работником и выплаты ему выходного пособия. Кроме того, при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий договор (полис) ДМС либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 359-ФЗ
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, "Российская газета", N 270, 27.11.2014, "Собрание законодательства РФ", 01.12.2014, N 48, ст. 6640
Начало действия документа: Вступил в силу 25.11.2014.
Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства могут быть созданы только в форме ассоциации (союза) членов — индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих соответствующие виды работ. Подчеркивается, что фактически права саморегулируемой организации по регулированию деятельности своих членов возникают только при условии внесения такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Кроме того, вводятся дополнительные основания для исключения сведений о саморегулируемой организации проектировщиков и строителей из государственного реестра саморегулируемых организаций. Устанавливается перечень документов, которые обязана разработать и утвердить саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается перечень документов, которые входят в дело члена саморегулируемой организации, которые ведет каждая саморегулируемая организация. Установлено, что дела членов саморегулируемых организаций подлежат бессрочному хранению в саморегулируемой организации или в соответствующем Национальном объединении саморегулируемых организаций, конкретизируются надзорные функции Национального объединения саморегулируемых организаций.
Установлено, что исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра влечет прекращение действия всех выданных такой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указано, что проверки деятельности саморегулируемых организаций проводятся в соответствии с планом проверок, утверждаемого органом надзора, и не требует согласования с другими надзорными органами, а одним из оснований для включения саморегулируемой организации в план проверок становится заявление или обращение соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, также его заключение требуется и в случае наличия оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. При отсутствии такого заключения исключение организации из реестра во внесудебном порядке не допускается.
Законом вносится отдельная статья, посвященная полномочиям Президента Национального объединения саморегулируемых организаций. Законом также внесены правки технико-юридического характера, связанные с происшедшим объединением саморегулируемых организаций проектировщиков и строителей. Дополнительно указано, что перерегистрация ранее созданных саморегулируемых организаций в связи с вступлением в силу рассматриваемого закона не требуется.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, "Российская газета", N 270, 27.11.2014, "Собрание законодательства РФ", 01.12.2014, N 48, ст. 6639
Начало действия документа: Вступил в силу 06.12.2014.
Право работодателей на объединение теперь существенно расширено. Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений становится право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них. Установлено, что на одном федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровне может заключаться только одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение. Установлено, что работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные соглашением даже в том случае, если работодатель прекратил свое членство в соответствующем объединении работодателей. Кроме того, действие соглашения может быть приостановлено в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера в отношении данного работодателя трехсторонней комиссией. Государство отныне должно оказывать содействие в создании объединений работодателей и стимулировать работодателей к вступлению в такие объединения.
Установлено, что сведения о прошедших государственную регистрацию объединениях работодателей должны быть внесены в государственный реестр объединений работодателей, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен быть утвержден в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу.
Кроме того, Торгово-промышленная палата Российской Федерации лишена права представлять интересы Российской Федерации в Международной организации труда. Все созданные до принятия закона в силу объединения работодателей обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с законом и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации в течение 1 года со дня его вступления в силу.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, "Российская газета", N 270, 27.11.2014, "Собрание законодательства РФ", 01.12.2014, N 48, ст. 6638
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2015.
Для иностранных трудовых мигрантов, прибывших в Россию в безвизовом порядке, взамен квот введены патенты. Установлено, что патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в России устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в России обязан выехать из России. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. Установлена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан, обратившихся в территориальные органы ФМС России с заявлением о получении патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в России. Предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 371-ФЗ
"О внесении изменений в статью 54 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 69 и 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, "Российская газета", N 272, 28.11.2014, "Собрание законодательства РФ", 01.12.2014, N 48, ст. 6652
Начало действия документа: Вступил в силу 06.12.2014.
Несовершеннолетние не могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде ареста. Напомним, что ранее Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ арест уже был исключен из видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Поправками в УК РФ установлено, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 18 лет. Также из Уголовно-исполнительного кодекса РФ исключены положения, регламентирующие порядок и условия исполнения наказания в виде ареста для несовершеннолетних.
Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191
"Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.11.2014, "Российская газета", N 267, 24.11.2014, "Собрание законодательства РФ", 24.11.2014, N 47, ст. 6551
Начало действия документа: Вступил в силу 29.11.2014.
Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, будет осуществляться только после сдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения. Согласно утвержденным Правилам возврат водительского удостоверения лицам, лишенным права управления транспортными средствами, после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами производится подразделениями ГИБДД МВД России после проведения проверки знаний ими правил дорожного движения. Лица, лишенные права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, либо за совершение преступлений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ, кроме того, представляют заключение об отсутствии медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14
"О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Разъяснен порядок включения в контракт о госзакупках условий о неустойке и об уменьшении суммы на размер налоговых платежей. Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок к извещению о проведении запроса котировок. Кроме того, подчеркивается, что включение в проект контракта ссылки на "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом…", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, вместо установления конкретных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. К Письму прилагаются типовые положения, включаемые в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Федеральный закон от 01.12.2014 N 405-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, "Российская газета", N 275, 03.12.2014.
Начало действия документа: Вступил в силу 02.12.2014.
Усилены требования к деятельности арбитражных управляющих. Вводится обязательность аккредитации арбитражных управляющих саморегулируемой организацией.
Дополнительным условием членства в саморегулируемой организации устанавливается неприменение к арбитражному управляющему в течение трех лет перед подачей заявления меры дисциплинарного взыскания в виде исключения из СРО в связи с нарушением требований законодательства, стандартов и правил профессиональной деятельности. Расширены полномочия СРО при осуществлении надзора за деятельностью арбитражных управляющих. Так, например, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей его отстранение от участия в деле о банкротстве может быть осуществлено не только по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, но также и по требованию СРО, членом которой он является. Помимо этого, в частности, вводится обязанность арбитражного управляющего возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, которые она понесла по его вине.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.