Выпуск от 18 мая 2015 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 410
"О внесении изменения в пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015, "Собрание законодательства РФ", 11.05.2015, N 19, ст. 2822
Начало действия документа: Вступил в силу 15.05.2015.
Установлен период времени, в течение которого пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами в здании автовокзала. Пассажир должен иметь возможность бесплатно воспользоваться указанными объектами не менее 2 часов с фактического времени прибытия — для пункта назначения, и в течение всего срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания) — для других остановочных пунктов.
Информация Роспотребнадзора от 05.05.2015
"О вступающих в силу 1 июня 2015 года изменениях в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Роспотребнадзор информирует о вступающих в силу с 1 июня 2015 года изменениях в правовое регулирование обязательственных правоотношений. С указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Сообщается, в частности, что статья 307 ГК РФ (в редакции Закона N 42-ФЗ), определяющая понятие (правовой смысл) обязательства, дополнена новым пунктом 3, согласно которому при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. При этом новая статья 307.1 содержит диспозицию, закрепляющую в отношении договорных обязательств приоритет правил об отдельных видах договоров, содержащихся в ГК РФ и иных законах (а при отсутствии таковых — приоритет общих положений о договоре подраздела 2 раздела III ГК РФ), над общими положениями об обязательствах (подраздел 1 раздела III ГК РФ) (в настоящее время практически аналогичное правило, но только в части соотношения между собой норм ГК РФ, сформулировано в пункте 3 статьи 420 ГК РФ). С 1 июня 2015 года меняется общее правило расчета процентов по статье 395 ГК РФ (подлежащее применению, если иной размер процентов не установлен законом или договором) — вместо ставки рефинансирования за соответствующую основу будут браться публикуемые Банком России и имевшие место в соответствующие периоды средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц. Принципиальные изменения претерпела норма статьи 310 ГК РФ, согласно которой в настоящее время по общему правилу "односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом". Новая редакция этой статьи вариативность оснований возникновения таких случаев существенно расширяет, устанавливая, что "односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами".
Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2015, "Собрание законодательства РФ", 04.05.2015, N 18, ст. 2625, "Российская газета", N 95, 06.05.2015.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.07.2016.
Установлены правила применения профессиональных стандартов работодателями. В соответствии с внесенными в Трудовой кодекс РФ поправками, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Определено также, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Уточняющие поправки также внесены в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.
Информация Минэкономразвития России
"Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Даны ответы на вопросы о применении новых положений земельного законодательства, установленных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Вопросы касались, в частности:
- порядка предоставления земельных участков;
- комплексного развития территорий;
- проведения муниципального земельного контроля;
- распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
- определения вида разрешенного использования земельного участка;
- поступления доходов от использования земельных участков и их продажи;
- установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- безвозмездной передачи земельных участков в региональную и муниципальную собственность;
- отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка.
Вышеуказанный закон принят в целях совершенствования порядка предоставления земельных участков и устранения проблемных вопросов, возникающих в области земельных отношений, с учетом многолетней практики применения положений действующего законодательства. Законом, в частности, усовершенствован порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Определено, что предоставление таких участков проводится с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Предоставление участков, кроме отдельных случаев, осуществляется на торгах, независимо от вида их разрешенного использования.
Письмо ФНС России от 16.02.2015 N ЕД-4-2/2294@
"О выявлении умысла в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФНС России напоминает о необходимости безусловного исполнения требований законодательства по привлечению к налоговой ответственности. Указано, что в случаях выявления фактов совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ), налогоплательщики подлежат привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 НК РФ, с применением штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Письмо ФАС России от 09.04.2015 N АК/17162/15
"О направлении информации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Разъяснены основания привлечения к административной ответственности за нарушение требований к размещению планов-графиков закупок в Интернете. Согласно Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком формируются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Отдельные положения Федерального закона "О контрактной системе…", касающиеся планов-графиков закупок, вступают в силу с 1 января 2016 года. Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 — 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе…" с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. С 1 января 2014 года планы-графики размещаются на официальном сайте в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013. По мнению ФАС России, до вступления в силу изменений в Федеральный закон "О контрактной системе…", при нарушении сроков размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru планов-графиков отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ (размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе).
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 415
"О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015, "Собрание законодательства РФ", 11.05.2015, N 19, ст. 2825
Начало действия документа: Вступает в силу 01.07.2015.
С 1 июля 2015 года вступают в силу Правила формирования и ведения единого реестра проверок. Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", об их результатах и о принятых мерах по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений. Формирование и ведение единого реестра проверок осуществляются с использованием технологий, позволяющих обеспечить сбор, внесение в единый реестр проверок информации органами контроля, хранение информации, ее систематизацию, актуализацию, передачу, защиту, аналитическую обработку, а также внесение изменений в единый реестр проверок. Каждой проверке в едином реестре проверок присваивается учетный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в единый реестр проверок. Определены в том числе:
- состав информации единого реестра проверок;
- порядок присвоения учетного номера проверки;
- порядок включения информации в единый реестр проверок;
- порядок предоставления информации и обеспечение доступа к информации, содержащейся в едином реестре проверок. Предоставление информации, содержащейся в едином реестре проверок, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе. Для работодателей применение профстандартов станет обязательным в некоторых случаях
Постановление Правительства РФ от 25.04.2015 N 396
"О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2015, "Собрание законодательства РФ", 04.05.2015, N 18, ст. 2715
Начало действия документа: Вступает в силу 07.05.2015.
Сокращен Перечень рабочих мест, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом России. Из указанного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290, исключены рабочие места работников, занятых на ремонтно-восстановительных работах, работах в условиях пониженного давления газовой и воздушной среды, а также на верхолазных работах.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.