Выпуск от 7 сентября 2015 года. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Письмо ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15
"О рекламе в сети "Интернет"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Антимонопольные органы вправе зафиксировать факт появления незаконной рекламы любыми способами.
Для фиксации факта появления рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", в целях дальнейшего применения административного воздействия может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо сделаны принт-скрины страниц сайта, а также использованы результаты поиска в архиве Интернета.
Кроме того, разъяснены особенности применения законодательства о рекламе при размещении рекламы в сети Интернет.
В частности, по мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте (в социальных сетях) производителя или продавца данных товаров, если она предназначена для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте и правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых компанией (в том числе информация о скидках или акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой). На такую информацию Федеральный закон "О рекламе" не распространяется.
Вместе с тем, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.
Письмо Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015
"О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минэкономразвития России и ФАС России изложили свою позицию относительно дополнительных требований в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Дополнительные требования установлены в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В документе разъясняются некоторые вопросы, касающиеся, в частности, установления дополнительных требований к участникам закупки, в числе которых: наличие у участников закупки недвижимого имущества, необходимого оборудования и технических средств; договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет; наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ.
Письмо Банка России от 19.06.2015 N 41-2-12/782
Источник публикации: Документ опубликован не был
Банком России даны разъяснения о начислении пеней на не уплаченные в срок проценты за пользование кредитными средствами.
В письме разъясняется применение пункта 2 статьи 317.1 ГК РФ о ничтожности условия обязательства, предусматривающего начисление процентов на проценты.
Согласно изложенной позиции Банка России условие договора потребительского кредита (займа), предусматривающее начисление процентов на проценты, по смыслу указанной нормы является ничтожным.
Однако это не влияет на возможность взимания неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору потребительского кредита (займа), предусмотренной частью 21 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 902
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2015 г."
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2015
Начало действия документа: Вступает в силу 09.09.2015.
Прожиточный минимум на душу населения по России за II квартал 2015 года вырос с 9662 до 10017 рублей.
Также в сравнении с первым кварталом 2015 года во втором квартале 2015 года прожиточный минимум увеличен:
- для трудоспособного населения — с 10404 до 10792 рубля;
- для пенсионеров — с 7916 до 8210 рублей;
- для детей — с 9489 до 9806 рублей.
Приказ Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530
"Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.08.2015.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.10.2015.
Утверждены формы документов, предъявляемых гражданином в суд вместе с заявлением о банкротстве.
Формы утверждены в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ). Приказ вступает в силу с 1 октября 2015 года.
Письмо ПФ РФ от 25.03.2015 N НП-30-26/3781
"О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Пенсионный фонд ответил на ряд вопросов, связанных с предоставлением отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Разъяснены, в частности:
- порядок определения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, на которые может быть предоставлена рассрочка;
- порядок принятия решения о временном приостановлении уплаты задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов;
- порядок начисления территориальными органами ПФР процентов на сумму задолженности по страховым взносам в случае принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов;
- порядок действий территориальных органов ПФР после окончания действия отсрочки (рассрочки);
- порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки);
- порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки).
Письмо ФАС России от 07.08.2015 N МО/40786/15
"О рекламе на портале поставщиков"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Разъяснен вопрос о возможности размещения на портале поставщиков на безвозмездной основе рекламы организаций, осуществляющих социальное предпринимательство.
Сообщается, что само по себе размещение на портале поставщиков такой рекламы не противоречит законодательству о рекламе при условии ее соответствия как общим требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона "О рекламе", так и специальным требованиям, предъявляемым к рекламе главой 3 данного Федерального закона ("Особенности рекламы отдельных видов товаров").
Кроме того, размещение на портале поставщиков указанной рекламы не рассматривается как действие, ограничивающее конкуренцию (не является нарушением статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции").
Указание Банка России от 27.07.2015 N 3740-У
"О требованиях к порядку размещения страховщиком информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Банком России определен порядок размещения страховщиками финансовой отчетности и иной информации на своих сайтах.
В соответствии с законом об организации страхового дела в РФ страховщик должен иметь собственный сайт, на котором размещается, в частности, следующая информация:
- адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;
- сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;
- сведения о лицензии страховщика и сроке ее действия;
- правила страхования и страховые тарифы;
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
- годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
- сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования.
Определено, что страховщик обязан обеспечить круглосуточный бесплатный доступ к вышеуказанной информации на своем сайте, без необходимости регистрации на сайте или необходимости установки дополнительного программного обеспечения для ее просмотра.
Финансовая отчетность и аудиторские заключения должны размещаться на сайте в файле с графическим образом оригиналов документов.
Указание вступает в силу через 10 дней после дня его опубликования в "Вестнике Банка России". Страховщики обязаны исполнить требования данного указания в течение 60 дней после дня его вступления в силу.
План мероприятий
"План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий" (утв. Правительством РФ 04.08.2015)
Источник публикации: Документ опубликован не был
Формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения включено в план мероприятий по борьбе со смертностью на дорогах.
Планом предусмотрены следующие мероприятия, в том числе:
- создание системы публичного мониторинга ситуации на дорогах с целью выявления наиболее опасных участков автомобильных дорог и общественного контроля за своевременностью принятия неотложных мер по их обустройству;
- повышение ответственности за соблюдение требований технических регламентов по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения и ужесточение контроля за их исполнением;
- уточнение требований к организаторам автомобильных перевозок пассажиров и грузов в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Кроме того, запланировано определение состава правонарушения "опасное вождение", введение меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — залога за задержанное транспортное средство, а также возможное введение повышающего коэффициента при оформлении полиса ОСАГО для лиц, неоднократно нарушивших ПДД.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 258-ФЗ
Источник публикации: Документ опубликован не был
Новые условия оформления самовольной постройки в собственность вступили в силу 1 сентября.
Одним из условий является наличие у лица прав на земельный участок, допускающих строительство на нем этого объекта. Также на день обращения в суд постройка должна отвечать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки и др.
Сохранение постройки не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Данное требование применяется и в настоящее время.
Как и сейчас, признать право собственности на такую постройку можно будет за лицом, у которого земельный участок находится:
- в собственности;
- пожизненном наследуемом владении;
- постоянном (бессрочном) пользовании.
В некоторых случаях за признанием данного права может обратиться арендатор земельного участка.
При соблюдении всех перечисленных требований право собственности на самовольную постройку может быть признано судом (в ином установленном законом порядке, если это предусмотрено законом).
На практике часть данных условий уже учитывалась при рассмотрении соответствующих исков. Например, суды устанавливали, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Можно предположить, что эта практика принималась во внимание при разработке приведенных положений.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2015 N 857
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.08.2015, "Собрание законодательства РФ", 24.08.2015, N 34, ст. 4911
Начало действия документа: Вступил в силу 01.09.2015.
Правила создания, формирования и ведения реестра нарушителей прав субъектов персональных данных начнут применяться 1 сентября. Необходимость его создания предусмотрена вступающими в силу изменениями, которые вносятся в законодательство о персональных данных.
В реестр будут включать, в частности, доменные имена (указатели страниц сайтов в Интернете) и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты, которые содержат информацию, обрабатываемую с нарушениями законодательства. Основанием для внесения информации в реестр послужит судебный акт об ограничении доступа.
Если нарушения устранят, соответствующая информация будет удалена из реестра. Для этого владелец сайта, провайдер или оператор связи должен направить извещение об устранении нарушения в Роскомнадзор.
На данное ведомство возложена обязанность по созданию, формированию и ведению реестра. Для его формирования и ведения Роскомнадзор также сможет привлекать зарегистрированные на территории РФ организации, которые должны соответствовать определенным критериям.
Постановление АС Центрального округа от 06.08.2015 по делу N А08-5137/2014
Источник публикации: Документ опубликован не был
С директора взыскиваются убытки, если он заключил с ООО договор не в интересах общества.
К такому выводу кассация пришла в ситуации, когда директор ООО сдал обществу в аренду свое имущество, а потом по допсоглашению предусмотрел увеличение арендной платы в 50 раз. Эти действия директора недобросовестны и не отвечают интересам ООО, так как повлекли для него неблагоприятные последствия.
Письмо ФАС России от 23.06.2015 N АЦ/31173/15
"О рассмотрении обращения"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Заказчик вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание отдельных услуг общедоступной электросвязи. Сообщается, что заказчик вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной электросвязи, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". При этом наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием.
Приказ Минтруда России от 22.07.2015 N 488н
"О внесении изменения в методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 октября 2014 г. N 682н"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Предусмотрена возможность применения понижающего коэффициента к нормативным затратам на проведение по заявлениям профсоюзов экспертизы качества специальной оценки условий труда Уточнено, что при расчете размера платы за проведение экспертизы по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов органом, уполномоченным на проведение экспертизы, к величине нормативных затрат на проведение экспертизы в отношении одного объекта экспертизы может применяться понижающий коэффициент с диапазоном значения от 0,1 до 0,25.
Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 885
"Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.08.2015, "Собрание законодательства РФ", 31.08.2015, N 35, ст. 5000
Начало действия документа: Вступил в силу 28.08.2015.
Роструд будет вести Общероссийскую базу вакансий "Работа в России". В информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" будет бесплатно размещаться информация о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о гражданах, ищущих работу. Система состоит из федерального и регионального сегментов. Федеральный сегмент составляют, в частности, следующие подсистемы:
- Общероссийская база вакансий;
- Общероссийская база резюме;
- Личный кабинет соискателя;
- Личный кабинет работодателя.
Частью регионального сегмента будут личный кабинет органа службы занятости населения субъекта РФ, а также личный кабинет сотрудника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Информация о работодателях, вакансиях и соискателях будет размещаться в системе данными лицами непосредственно либо органами службы занятости населения. Правительство РФ рекомендует государственным компаниям, учреждениям и унитарным предприятиям обеспечить с 1 сентября 2015 года размещение в Системе и поддержание в актуальном состоянии информации о вакантных должностях.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, "Российская газета", N 144, 03.07.2015, "Собрание законодательства РФ", 06.07.2015, N 27, ст. 3953
Начало действия документа: Вступил в силу 29.09.2015.
Изготовитель обязан применять национальный стандарт, если заявил о соответствии ему товара. Обязанность применять национальный стандарт, если изготовитель (исполнитель) публично заявляет о соответствии ему продукции, будет закреплена законодательно. В иных случаях по общему правилу применение документов национальной системы стандартизации, как и сейчас, будет добровольным.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2015 N 862
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.08.2015, "Собрание законодательства РФ", 31.08.2015, N 35, ст. 5000
Начало действия документа: Вступает в силу 15.09.2015.
Правила возмещения издержек с 15 сентября будут действовать и в административном процессе Сейчас эти правила используются, в частности, в гражданском процессе. В соответствии с ними также в рамках административного судопроизводства будет определяться порядок выплат свидетелям, возврата сторонам неизрасходованных денежных сумм и др.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 259-ФЗ
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, "Российская газета", N 154, 16.07.2015, "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4385
Начало действия документа: Вступает в силу 12.10.2015.
Нотариусу нельзя требовать у клиента сведения из ЕГРП или ГКН. Если для совершения нотариального действия необходимы сведения из ЕГРП или ГКН, нотариус должен будет запрашивать их самостоятельно. Аналогичная обязанность появится у страховых компаний и кредитных организаций при осуществлении страхования и банковских операций (других сделок).
Письмо ФНС России от 01.07.2015 N СА-4-14/11453
"О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2015) "
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФНС России подготовлен обзор судебной практики по спорам, связанным с совершением действий регистрирующими (налоговыми) органами при внесении сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В информации представлен обзор решений судебных органов, содержащих, в частности, следующие выводы:
- представление заявителем документов на регистрацию не в полном объеме и неустановленной формы должно приравниваться судами к их непредставлению (например, к заявлению по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, не был представлен лист К "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица");
- при государственной регистрации изменений, касающихся выхода участника из состава общества с ограниченной ответственностью, заявитель обязан представить регистрирующему органу письменный документ, подтверждающий желание вышедшего участника на выход из состава участников общества;
- нарушение срока представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся выхода участника общества с ограниченной ответственностью из состава его участников, не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице;
- представление ликвидационного баланса, не отвечающего признакам достоверности (составленного без учета результатов выездной налоговой проверки), является основанием для принятия решения об отказе внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юрлица в связи с его ликвидацией.
Письмо Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минэкономразвития России и ФАС России изложили свою позицию относительно дополнительных требований в сфере закупок товаров, работ, услуг. Дополнительные требования установлены в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99. В документе разъясняются некоторые вопросы, касающиеся, в частности, установления дополнительных требований к участникам закупки, в числе которых: наличие у участников закупки недвижимого имущества, необходимого оборудования и технических средств; договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет; наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.