КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 24 февраля 2016. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 15.02.2016 N 24-ФЗ

"О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции""

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 912, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 26.02.2016.

Для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ, могут устанавливаться запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения аналогично федеральным государственным гражданским служащим. Ранее было установлено, что для отдельных категорий лиц федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут устанавливаться иные (помимо предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции") ограничения, запреты, обязательства и правила служебного поведения. При этом было указано, что данная норма распространяется, в том числе, на лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, из сферы действия данной нормы исключались государственные гражданские служащие субъектов РФ.

 

Федеральный закон от 15.02.2016 N 30-ФЗ

"О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 918, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 26.02.2016.

Усовершенствован механизм привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Так, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлено наказание в виде штрафа для должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и/или в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ. Расчет административного штрафа при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки.

 

Федеральный закон от 15.02.2016 N 22-ФЗ

"О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 910, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 26.02.2016.

Норма ГК РФ об отказе наследника от наследства в пользу других лиц приведена в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 N 29-П абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части. В соответствии с внесенными поправками в указанное положение наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства, а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.

 

Федеральный закон от 15.02.2016 N 28-ФЗ

"О внесении изменения в статью 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 916, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 26.02.2016.

Уточнен порядок возврата денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими государственных и муниципальных платежей. Установлено, что возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

 

Федеральный конституционный закон от 15.02.2016 N 2-ФКЗ

"О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 896, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 17.03.2016.

Дополнены полномочия Суда по интеллектуальным правам и Верховного Суда РФ по рассмотрению отдельных категорий дел. Установлено, что Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Верховный Суд РФ уполномочен рассматривать в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 15.02.2016 N 18-ФЗ

"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 906, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 17.03.2016.

В АПК РФ и КАС РФ установлена процедура рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Изменениями, внесенными в АПК РФ, предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Также в КАС РФ установлена процедура производства по административным делам об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 73

"О внесении изменения в Регламент Правительства Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 983.

Начало действия документа: Вступил в силу 17.02.2016.

Законопроекты, необходимые в связи с решением КС РФ, разрабатываются не более 3 месяцев. Проект следует внести в правительство не позже трех месяцев со дня, когда опубликовано решение КС РФ о необходимости принять поправки. Правило применяется, если положение признано неконституционным или обнаружен пробел в правовом регулировании.

 

Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 72

"О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2016, "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 982, "Российская газета", N 33, 17.02.2016.

Начало действия документа: Вступил в силу 17.02.2016.

Зарегистрироваться по месту жительства теперь можно не только в ФМС, но и через МФЦ. Гражданин также имеет право через МФЦ подать заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оформить свидетельство о регистрации по месту пребывания. Напомним, если в паспорте нет отметки о регистрации, его владельцу грозит административный штраф.

 

Письмо ФНС России от 24.12.2015 N ЕД-4-2/22699

Источник публикации: Документ опубликован не был

Фирма сменила адрес: до момента внесения записи в ЕГРЮЛ инспекция может назначить проверку. Даже в день, когда компанию снимают с учета, инспекция по прежнему месту учета вправе вынести решение о проведении выездной проверки. ФНС подчеркивает, что решение может быть принято до момента, когда смену адреса отразили в госреестре, а не до дня внесения в него изменений. Свою позицию налоговое ведомство объясняет тем, что день - это промежуток времени, а в данном случае важен именно момент совершения действия. Однако некоторые суды считают: значение имеет как раз дата внесения изменений в госреестр, а не момент.

 

Определение ВС РФ от 04.02.2016 N 302-КГ15-19180

Источник публикации: Документ опубликован не был

Суд снизил штраф из-за того, что инспекция не указала количество истребуемых документов. В ходе выездной проверки инспекция запросила документы за двухлетний период, но количество документов и реквизиты не указала. Фирма направила около полутора тысяч документов, но из-за опоздания с подачей ее привлекли к ответственности. Штраф рассчитали по числу документов, не представленных в срок. Суд первой инстанции указал, что штраф нужно считать по количеству запрошенных документов, объединенных родовыми признаками: счета-фактуры выставленные, счета-фактуры полученные, регистры налогового учета и т.д. Вышестоящие суды поддержали это решение. ВС РФ в пересмотре дела отказал. В итоге компания заплатила штраф в 157 раз меньше, чем начислила инспекция. В судебной практике отражен подход: когда количество документов не определено, штрафовать нельзя. Позиция ВАС РФ была такой же.

 

Постановление ВС РФ от 20.01.2016 N 304-АД15-17629

Источник публикации: Документ опубликован не был

ЕНВД: если покупатель не потребовал чек, нельзя оштрафовать продавца, который его не выдал. Плательщики ЕНВД могут не использовать кассовую технику в случае, когда по требованию покупателя выдают документ, подтверждающий прием денег. Если покупатель просил выдать чек, а компания этого не сделала, ей грозит штраф. Вывод следует из акта ВС РФ. Ранее практика складывалась аналогичным образом.

 

Приказ Минтруда России от 16.11.2015 N 873н

"Об утверждении Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 04.05.2016.

Минтруд утвердил новые правила охраны труда при работе с нефтепродуктами. Новые правила применяются с 4 мая при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов. До этой даты действуют правила охраны труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ и других объектов. Напомним, за нарушение требований охраны труда работодателю грозит административная ответственность.

 

Письмо ФНС России от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321

"О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)"

Источник публикации: Документ опубликован не был

ФНС России подготовлен очередной обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП. В обзоре содержатся, в частности, следующие разъяснения:

- поскольку при первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения;

- поскольку срок исполнения действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица на основании определения суда о завершении конкурсного производства наступил, а производство по апелляционной жалобе заявителя возбуждено не было, суды признали законными действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи;

- ограничения на государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя до истечения года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, признанного банкротом, не применяются;

- поскольку заявление физического лица (бывшего руководителя общества) не отвечало требованиям пункта 1.3 статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), не содержало информацию, предусмотренную формой заявления N Р14001, у инспекции не имелось оснований для его рассмотрения в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ, и вынесения по нему решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

 

Письмо ФНП от 07.12.2015 N 3928/03-16

"О необходимости применения частнопрактикующими нотариусами, имеющих наемных работников, специальной оценки условий труда"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Частнопрактикующие нотариусы, имеющие наемных работников, обязаны соблюдать Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" Обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя, который обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Исключений из обязанности проведения нотариусом специальной оценки условий труда его наемных работников не предусмотрено.

Нотариус имеет право осуществлять все предусмотренные законодательством мероприятия по улучшению условий и охраны труда своих работников, относя все расходы на налогооблагаемую базу. Принимая во внимание, что обязанность по проведению специальной оценки условий труда работников предусмотрена Федеральным законом, осуществленные расходы, связанные с исполнением данной обязанности также должны учитываться в составе прочих расходов в целях налогообложения. В случае нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведения, статьей 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru