Выпуск от 31 октября 2016. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 620
"О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.10.2016.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2017.
Актуализирована типовая форма распоряжения (приказа) контрольно-надзорного органа о проведении проверки юрлица и индивидуального предпринимателя. Приказ издан в связи с необходимостью приведения Типовой формы распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, в соответствие с поправками, внесенными в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, внесенными в Типовую форму изменениями, в том числе, уточнен перечень сведений, указываемых при установлении целей проводимой проверки, а также положения, касающиеся предмета проверки.
Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 N 610
"Об утверждении порядка получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в органе кадастрового учета информации о результатах профессиональной деятельности своих членов"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.10.2016.
Начало действия документа: Вступает в силу 04.11.2016.
Установлена процедура получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров информации в органе кадастрового учета о результатах профессиональной деятельности членов СРО. Информация о результатах профессиональной деятельности членов СРО предоставляется (направляется) органом кадастрового учета по запросу этой саморегулируемой организации в целях осуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов. Указаны сведения, которые должны содержаться в запросе, порядок его направления, перечень прилагаемых к запросу документов. Запрос, представленный с нарушениями установленных требований, не рассматривается. Орган кадастрового учета в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения запроса от саморегулируемой организации предоставляет в том числе следующую информацию о результатах профессиональной деятельности членов этой саморегулируемой организации, указанных в запросе: количество решений об осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в его осуществлении, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории, с указанием реквизитов таких решений за 3 года, истекших до дня подачи соответствующего запроса; количество решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, с указанием реквизитов таких решений за последние три года деятельности кадастрового инженера, истекшие до дня подачи соответствующего запроса. Указаны сведения, направляемые органом кадастрового учета без представления запроса СРО в целях получения саморегулируемой организацией информации о результатах профессиональной деятельности своих членов.
Письмо Минфина России от 27.09.2016 N 03-04-05/56176
"О возврате организацией излишне удержанного НДФЛ"
Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 39.
Излишне удержанную работодателем сумму НДФЛ должен вернуть он сам, а не инспекция. Минфин подчеркнул: если есть налоговый агент, инспекция не возвращает излишне удержанный им налог. Вернуть такую переплату должен тот, кто ее удержал. Ведомство и ранее приходило к такому мнению. Аналогичного подхода придерживаются КС РФ и ФНС. Иногда работодатели перечисляют в бюджет большую сумму НДФЛ, чем требуется. Они обязаны вернуть переплату по заявлению сотрудника. Если юрлицо откажет сотруднику и направит его за возвратом в налоговую, то совершит ошибку. Организации грозит судебное разбирательство, поскольку работник вправе оспорить в суде отказ в возврате переплаты.
Письмо Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532
"Об установлении сроков выплаты зарплаты и премии работникам"
Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 39.
Работодателю достаточно отразить зарплатные дни в ПВТР без дублирования в иных документах. Установить даты выплаты зарплаты можно в любом из документов - в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, трудовом договоре. К такому выводу пришел Минтруд. Но с учетом практики судов и мнения Роструда лучше отражать даты в ПВТР. До 3 октября документы, в которых закрепляются зарплатные дни, перечислялись в ТК РФ через запятую. Минтруд учел это и отметил, что они равнозначны. С 3 октября между коллективным и трудовым договорами появилось "или". Вероятно, так законодатель подтвердил: работодатель сам может выбрать, в каком из документов указать даты выплаты зарплат. Право выбора подчеркивают и суды. Например, Верховный суд Удмуртской Республики
весной 2016 года решил, что работодатель может установить даты выплаты зарплаты как в одном, так и в нескольких документах. О равнозначности документов еще в 2012 году говорил Роструд. Однако он отмечал, что закреплять зарплатные дни предпочтительнее именно в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). В организации может вовсе не быть коллективного договора, а трудовой договор регулирует только отношения с конкретным работником. Инспекции труда тоже порой предписывают работодателям установить даты выплаты зарплат в ПВТР, и суды такие решения поддерживают. Примером может послужить Апелляционное определение Магаданского областного суда. Чтобы избежать подобных споров, работодателю лучше внести даты выплаты зарплат в ПВТР.
Письмо Минтруда России от 06.10.2016 N 14-2/ООГ-8948
"О предоставлении инвалидам отпуска без сохранения зарплаты"
Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2016, N 40.
Отпуск без оплаты сотруднику-инвалиду надо предоставлять в рабочем, а не календарном году. По ТК РФ работник-инвалид имеет право на неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году. При этом нет уточнения, в календарном или рабочем. Минтруд посчитал, что имеется в виду последний. Ведомство сослалось на Правила об отпусках 1930 года. Они действуют в части, которая не противоречит ТК РФ. Рабочий год составляет 12 полных месяцев. Отличие от календарного в том, что каждый рабочий год начинается не с 1 января, а со дня, когда сотрудник поступил на работу к конкретному работодателю. Минтруд не говорит, применим ли подход в сходных ситуациях. Например, можно предположить, что он распространяется и на отпуск за свой счет пенсионерам по старости. По их заявлению работодатель должен предоставить до 14 дней отпуска без оплаты в году. Учитывая мнение Минтруда, и в этой ситуации год нужно отсчитывать со дня поступления на работу.
Письмо Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1
"Об уведомлении работодателем органов службы занятости о расторжении трудовых договоров с работниками"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Юрлицо может сообщить в центр занятости о сокращении штата в произвольной письменной форме. Работодатель должен известить органы службы занятости, что собирается уволить сотрудников из-за ликвидации либо сокращения численности или штата. Роструд отметил: для уведомления можно использовать как установленную, так и произвольную форму, но обязательно письменную. Ведомство уточнило, что законодательство РФ не требует применять конкретную форму уведомления. Закон о занятости лишь перечисляет, какие сведения нужно отразить в таком сообщении. Среди них должность работника, квалификационные требования, условия оплаты труда. Правительство еще в 1993 году предусмотрело два образца форм - для представления информации о массовом увольнении и для сообщения сведений о высвобождаемых работниках. Свои формы уведомлений порой устанавливают субъекты РФ или даже конкретный центр занятости. Учитывая подход Роструда, работодатель сам может выбрать, какую форму использовать. Главное - указать в сообщении требуемые сведения. Организация должна уведомить органы службы занятости не позже чем за два месяца до начала увольнений, связанных с ликвидацией или сокращением. При массовом увольнении такой срок продлевается до трех месяцев.
Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 N АА-03-03-36/21179
"О рассмотрении обращения"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Разъяснен вопрос о необходимости переоформления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности. Сообщается, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. Лицензии, выданные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежали переоформлению в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ, и в настоящее время являются недействующими. Для осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо получение новой лицензии. Возможность переоформления ранее выданных лицензий с иным наименованием предусмотрена ч. 6.1 ст. 22 Закона N 99-ФЗ, согласно которой лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном данной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Письмо Минобрнауки России от 17.08.2016 N АК-1929/06
"О разъяснении"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минобрнауки России даны разъяснения о лицензировании проведения профессиональной гигиенической подготовки. Согласно Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (утв. Приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229), профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться: - на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников; - непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе). Минобрнауки России сообщает, что исходя из специфики профессиональной гигиенической подготовки, описанной в указанной Инструкции, не следует, что обучение ведется по одной из образовательных программ, предусмотренных в статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ и перечисленных в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, для реализации которых необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Информация Росаккредитации от 20.10.2016
"О разъяснении законодательства"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Росаккредитацией даны разъяснения по вопросу введения в действие кодов ОКПД2. Сообщается, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утверждены Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой предыдущих редакций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и Общероссийского классификатора продукции (ОКП). Возможность указания кодов ОКПД2 для заявителей и органов по сертификации в составе сведений о выданных сертификатах и зарегистрированных декларациях в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации предусмотрена с начала 2016 года. Поскольку с 1 февраля 2014 года введены в действие коды ОКПД2 ОК с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой кодов ОКПД и ОКП, рекомендуется при внесении сведений о декларациях о соответствии и сертификатах соответствия в реестры Росаккредитации вместе с указанием кодов ОКП (ОК) указывать соответствующие им коды ОКПД2. С 1 января 2017 года при внесении сведений о декларациях о соответствии и сертификатах соответствия в реестры Росаккредитации возможность указания кода ОКП (ОК) будет прекращена. Также отмечается, что в соответствии с порядком ведения реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, предусмотренным законодательством РФ и правовой базой ЕАЭС, возможность внесения изменений в сведения о зарегистрированных декларациях о соответствии и выданных сертификатах соответствия отсутствует. Таким образом, внесение изменений в сведения реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия заявителям и аккредитованными органами по сертификации в связи с переходом на ОКПД2 не требуется.
Приказ Минюста России от 05.10.2016 N 223
"Об утверждении формы удостоверения адвоката и порядка его заполнения"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.10.2016.
Начало действия документа: Вступил в силу 31.10.2016.
Минюстом России утверждена новая форма удостоверения адвоката Признан утратившим силу Приказ Минюста России от 23.04.2014 N 84, которым была утверждена ранее действовавшая форма удостоверения адвоката.
Президиум Верховного Суда РФ 19.10.2016
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2016)"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Верховный Суд РФ подготовил третий обзор судебной практики в 2016 году. В документе рассмотрены, в том числе: - практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, споров, связанных с трудовыми, социальными, жилищными, семейными, налоговыми правоотношениями, практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, порядок назначения уголовного наказания;
- обзор практики международных договорных органов ООН и практики Европейского Суда по правам человека;
- а также даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.
В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:
- исполнение одним из поручителей обязательства в полном объеме прекращает обязательство должника перед кредитором, но не перед этим поручителем, к которому перешло право требования как к должнику, так и к другому поручителю, если иное не установлено договором поручительства;
- конкурсный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков вследствие ненадлежащего исполнения им обязанностей арбитражного управляющего независимо от наличия требований о возмещении причиненного вреда к иным лицам;
- изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о собственнике недвижимости ввиду его реорганизации в форме преобразования осуществляется по правилам, предусмотренным для внесения изменений в связи со сменой наименования юридического лица;
- право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей, а не сетевой организации; - предоставление поставщиком скидки покупателю за достижение определенного объема закупок влечет необходимость уменьшения налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, для поставщика и пропорционального уменьшения (восстановления) ранее заявленных налоговых вычетов для покупателя;
- налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на основании которых указанные суммы были взысканы.
Письмо ФНС России от 18.10.2016 N БС-4-11/19695@
"О налогообложении доходов физических лиц"
Источник публикации: Документ опубликован не был
В целях предоставления налогового вычета по НДФЛ право собственности на жилое помещение, зарегистрированное после 15 июля 2016 года, подтверждается выпиской из ЕГРП. Это связано с тем, что с указанной даты прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. На основании положений статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с 15 июля 2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).
Информация ФНС России
"О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Срок давности при привлечении к ответственности за неуплату или неполную уплату налога исчисляется с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение. Налогоплательщик не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год, срок уплаты которого установлен до 28 марта 2013 года. По мнению ФНС России, правонарушение состоялось в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года. В этой связи по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика решение налогового органа от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности было признано правомерным. Отмечено при этом, что такое решение согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.