КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшества

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 05 декабря 2016. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 23.06.2016 N 202-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, "Собрание законодательства РФ", 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3871, "Российская газета", N 139, 28.06.2016.

Начало действия документа: Рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года и 1 июля 2017 года.

С 1 января запрещено производить и продавать оптом алкоголь в пластиковой таре более 1,5 л. С января ограничение распространится на производство и оптовый оборот алкоголя. Запрет будет действовать и если ведется только один из двух видов бизнеса - производство или оборот. Розничных продавцов алкоголя правило затронет лишь с июля 2017 года. Закон, устанавливающий это правило, подписан президентом еще в июне 2016 года. За нарушение запрета придется заплатить штраф. Для юрлиц, которые производят, закупают, поставляют, хранят, перевозят алкоголь, он составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Вместе с деньгами есть угроза лишиться и товара, так как возможна конфискация. Торговым сетям повезло больше: до 1 июля они могут продать в розницу алкоголь в полимерной таре объемом более 1,5 л. В случае если ретейлеры продолжат реализовывать эту продукцию после указанной даты, их ждет такой же штраф, как для производителя. Он может сочетаться с конфискацией товара.

 

Федеральный закон от 03.07.2016 N 332-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4265, "Российская газета", N 149, 08.07.2016.

Начало действия документа: Рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года.

С января юристы смогут найти на сайте ФНП сведения о действующих нотариальных доверенностях. Доступ будет круглосуточным и бесплатным. На сайте (notariat.ru) можно будет узнать, кто и когда удостоверил доверенность, а также проверить регистрационный номер в специальном реестре. При этом прочитать саму доверенность не получится. Сейчас на сайте ФНП есть лишь реестр (reestr-dover.ru) отмененных доверенностей. Информация из него будет доступна и в 2017 году. Использовать реестр просто. Нужно только вписать в поисковые окна специального сервиса дату удостоверения доверенности и ее реестровый номер. Рекомендуем после того, как новый сервис заработает, проверять на сайте, действует ли доверенность контрагента. Много времени это не отнимет, зато поможет избежать заключения сделки с неуполномоченным лицом и последующего признания ее недействительной.

 

Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54

"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"

Источник публикации: Документ опубликован не был

- Пленум ВС РФ разъяснил, как применять нормы ГК РФ об обязательствах, измененные в 2015 году. Среди важных разъяснений, принятых Пленумом ВС РФ 22 ноября, - новая позиция о том, можно ли устанавливать в договоре плату за односторонний отказ от исполнения обязательства. Теперь Верховный суд считает, что это недопустимо, если право на отказ предусмотрено императивной нормой ГК РФ. Ранее ВС РФ не ставил эту возможность в зависимость от того, какая норма закрепляет право на отказ от договора.

- ВС РФ: истец может добиться встречного исполнения при незначительном неисполнении своих обязательств. Вывод Пленума ВС РФ фактически делает исключение из общего правила п. 3 ст. 328 ГК РФ, которое не позволяет требовать исполнения в натуре стороне, не выполнившей своего обязательства. Подход Верховного суда касается случаев, когда есть спор о размере встречного исполнения истца. Что именно он должен "доисполнить", будет определять суд. Решение вопроса о том, что понимается под незначительным характером неисполнения, вероятно, будет зависеть от оценки суда в каждом конкретном случае. Но даже с такой оговоркой можно утверждать: новая позиция ВС РФ поможет тем контрагентам, которые все же стремятся добиться исполнения договора, хотя допустили незначительное нарушение обязательств.

- ВС РФ: прежде чем приостановить исполнение сделки, нужно в разумный срок предупредить контрагента. Требуется сообщить контрагенту и о намерении вовсе отказаться от исполнения своих обязательств. Подход Пленума ВС РФ развивает положения ГК РФ о добросовестности сторон. Вывод Верховного суда касается случаев, когда одна сторона понимает, что другая очевидно не исполнит в срок своих обязательств. В этой ситуации первый контрагент должен заранее сообщить второму, что встречного исполнения также не будет или оно будет приостановлено. Получив подобное предупреждение, сторона сможет принять меры и обеспечить выполнение собственных обязательств. Применение позиции ВС РФ поспособствует тому, чтобы обязательства обеих сторон все-таки исполнялись.

- Пленум ВС РФ: суд поддержит заемщика, которому банк необоснованно поднял ставку по кредиту. Если увеличение процентной ставки по кредиту ничем не обусловлено и непропорционально, суд откажет банку во взыскании части процентов. Такую ситуацию Верховный суд привел как пример более общего подхода. По ГК РФ суд может полностью или частично отказать в защите тому, кто не соблюдает принципы добросовестности и разумности, не учитывает права и законные интересы контрагента. ВС РФ указал, что это правило применимо при одностороннем изменении условий договора или отказе от исполнения обязательств. Одностороннее изменение процентной ставки давно вызывает споры. Сейчас Пленум ВС РФ сформулировал общий подход: нужно учитывать и пропорциональность, и обоснованность изменения процентной ставки по кредиту. Оценивать эти критерии в каждом случае будет суд. Заемщику следует обратить на них внимание, если он хочет доказать, что процентная ставка увеличена незаконно. ВС РФ не пояснил, как определять пропорциональность повышения ставки. Полагаем, этот показатель может зависеть в том числе от динамики изменения ключевой ставки ЦБ РФ и инфляционных процессов.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55

"О судебном приговоре"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Обновлены разъяснения положений уголовно-процессуального законодательства о судебном приговоре. Постановлением Пленума ВС РФ, в частности: разъяснены общие требования к вводной части приговора, к описательно-мотивировочной части оправдательного и обвинительного приговоров, особенности описательно-мотивировочной и резолютивной частей оправдательного приговора, описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, постановленного в особом порядке; указано, что суды обязаны строго выполнять требования статьи 307 УПК РФ о необходимости мотивировать в обвинительном приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением уголовного наказания, его вида и размера; регламентирован порядок разрешения в приговоре вопросов, связанных с гражданским иском; разъяснено, что приговор должен излагаться в ясных и понятных выражениях (недопустимо использование в приговоре непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение приговора описанием обстоятельств, не имеющих отношения к существу рассматриваемого дела). Признано утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1 "О судебном приговоре".

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 56

"О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Актуализированы разъяснения для судов по вопросам применения законодательства, предусматривающего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности. В частности: раскрыты понятия "ущерб" и "заглаживание вреда", используемые в УК РФ; уточнено ранее данное разъяснение о том, что возмещение ущерба или заглаживание вреда (статьи 75 - 76.2 УК РФ) могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами; разъяснен порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению, для освобождения от уголовной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 76.1 УК РФ; дано толкование порядка освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ), разъяснено, в каком случае лицо является уклоняющимся от уплаты штрафа, перечислены уважительные причины неуплаты судебного штрафа; разъяснено, что в суд направляется постановление следователя, согласованное с руководителем следственного органа, или постановление дознавателя, согласованное с прокурором, о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа вместе со всеми материалами уголовного дела (раскрыты содержание постановления, основания для отказа в его принятии к рассмотрению, содержание описательно-мотивировочной и резолютивной частей постановления судьи об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, даны рекомендации по рассмотрению ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа); разъяснено, что при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании статьи 76.2 УК РФ суду необходимо учитывать особенности, предусмотренные нормами главы 14 УК РФ, касающиеся, в частности, исчисления сроков давности уголовного преследования, сроков погашения судимости, размера штрафа, который может быть назначен несовершеннолетнему в качестве наказания, и т.д.

 

 

Постановление Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245

"О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.11.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 07.12.2016.

Установлен порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Правилами, в частности: закрепляются перечни оснований для полного и частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа; устанавливаются сроки, в течение которых производятся ограничения (например, при угрозе жизни и (или) здоровью человека и (или) причинении вреда окружающей среды ограничения вводятся незамедлительно); закрепляется перечень субъектов, которые уполномочены вводить ограничения по каждому из оснований; устанавливаются порядок и сроки направления потребителю уведомления о предстоящем ограничении подачи (поставки) газа, а также случаи, в которых направление такого уведомления не требуется; вводятся гарантии для не имеющих задолженностей по оплате газа абонентов по обеспечению бесперебойного ресурсоснабжения; устанавливается перечень категорий потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям; уточняются порядок заключения договора поставки газа, а также ответственность за осуществление несанкционированного отбора газа. Утратившим силу признается постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" с внесенными в него изменениями и дополнениями. Предусматривается, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Постановления договоров.

 

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173

"Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.11.2016.

Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2017.

С 1 января 2017 года вступает в силу порядок направления органом регистрации прав уведомлений в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Утвержден порядок направления органом регистрации прав уведомлений: о приостановлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав; об отказе в государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов; о прекращении осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав и представленных для их осуществления документов; участников общей долевой собственности о внесенных в ЕГРН изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей; залогодержателя о выдаче закладной в форме электронного документа; о государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю; об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

 

Письмо Роструда от 21.10.2016 N ПГ/28266-03-3

"О проведении внеочередной проверки знания требований охраны труда"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Роструд: знания новых требований охраны труда вне очереди проверит комиссия работодателя. Подход ведомства касается внеочередной проверки знаний сотрудников, которая проводится, если появились или изменились законодательные и иные НПА, содержащие требования охраны труда. По мнению Роструда, провести такую проверку сотрудников должна именно комиссия работодателя. Ведомство не упоминает альтернативу - проверку знаний в обучающей организации. Вместе с тем оно советует обращаться за дополнительными разъяснениями в Минтруд. Минтруд не так категоричен. Он отмечает: проверка может проводиться комиссией работодателя. В разъяснении министерства не указано, что это единственный вариант. Порядок обучения по охране труда позволяет проверить знания и в обучающих организациях. Но сделать это могут лишь те сотрудники, которые проходили в таких организациях обучение по охране труда. Судя по всему, это касается руководителей и специалистов, в частности специалистов служб охраны труда. Рекомендуем работодателю руководствоваться подходом Роструда и проводить внеочередную проверку знаний сотрудников в собственной комиссии, так как данный подход применим для всех работников.

 

Письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028

"О создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Минтруд: работодателям не надо менять свои акты из-за Типового положения об управлении охраной труда. С 28 октября действует Типовое положение о системе управления охраной труда. У работодателей возникает вопрос: нужно ли перерабатывать свои положения, принятые до этой даты? Минтруд помог им разобраться. По мнению ведомства, менять свои положения о системе управления охраной труда не понадобится, если они обеспечивают соблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Такие требования содержатся в федеральных законах и иных НПА. Полагаем, документы юрлиц, не отвечающие этим требованиям, нужно привести в соответствие с Типовым положением. Организациям, которые приступают к разработке положений о системе управления охраной труда, предстоит руководствоваться Типовым положением. Учитывая специфику своей деятельности, работодатель может отступать от отдельных норм этого документа. Например, Типовое положение предусматривает шесть уровней управления. Организация, в которой трудится менее 15 работников, может сократить число уровней. Минтруд подчеркивает: подобная вариативность возможна, если при этом соблюдаются государственные нормативные требования охраны труда. Напомним, за нарушение таких требований работодателю-юрлицу грозит предупреждение или штраф от 50 тыс. до 80 тыс. руб.

 

Письмо Минтруда России от 11.11.2016 N 15-2/ООГ-3990

"О проведении внеочередной проверки знаний требований охраны труда в случае принятия новых правил по охране труда или их изменения"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Работодатель вне очереди проверит знания новых правил НПА по охране труда у тех, кого они касаются. Вывод Минтруда поможет работодателям определить список сотрудников, которые обязаны пройти внеочередную проверку знаний. Разъяснения ведомства затрагивают случаи, когда такая проверка проводится из-за того, что появились или изменились законодательные и иные НПА, содержащие требования охраны труда. Недавно Минтруд указывал, что в подобных ситуациях порядок внеочередной проверки знаний и список проверяемых лиц работодатель может определить локальным нормативным актом. Теперь ведомство уточнило, что проверять знания нужно только у тех, чья трудовая функция непосредственно связана с новыми требованиями охраны труда. Если сотрудник не пройдет необходимую проверку, его нельзя допускать к работе. Нарушение этого запрета может обернуться для работодателя-юрлица штрафом в размере от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

 

Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 N ОД-06-01-35/21270

"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории обязаны подать заявку о постановке таких объектов на государственный учет. Росприроднадзором разъяснено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. От исполнения указанной обязанности освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность.

 

Письмо ФНС России от 10.10.2016 N ГД-4-14/19159@

"О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2016)"

Источник публикации: Документ опубликован не был

ФНС России подготовлен третий за год обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В обзоре рассматривается судебная практика по вопросам: оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы: неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в форме преобразования служит основанием для оставления без удовлетворения требований, направленных на оспаривание решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации; принятие участниками юридического лица решения о ликвидации является таким действием по распоряжению принадлежащим участникам имуществом в виде доли в ООО, которое не только приведет к снижению стоимости такого имущества как доля в обществе, но и к прекращению его дальнейшего существования, в связи с чем суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрирующему органу не было запрещено осуществлять регистрационные действия, направленные на ликвидацию общества.

 

 

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru