Выпуск от 20 февраля 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Постановление Правительства РФ от 04.02.2017 N 139
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 22.02.2017
Установлены критерии, при соответствии которым у потребителей энергоресурсов возникает обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по их оплате. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ, Правительство РФ должно установить критерии определения имеющих задолженность по оплате энергетических ресурсов потребителей. Настоящим Постановлением, в числе прочего, определяются: критерии, при соответствии которым у потребителей энергоресурсов возникает обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по их оплате; порядок определения поставщиком энергоресурсов потребителей, соответствующих таким критериям, сроки и порядок уведомления таких потребителей о необходимости предоставления обеспечения; порядок формирования и ведения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) перечня потребителей в регионе, в отношении которых установлена обязанность предоставления обеспечения. Предусматривается, что при определении соответствия потребителей энергоресурсов критериям, установленным настоящим Постановлением, не учитываются задолженности по оплате по обязательствам, срок исполнения которых наступил до дня вступления в силу настоящего Постановления.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166
"Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 22.02.2017
Порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, предусмотрен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Утвержденными Правилами определены, в том числе: сведения, указываемые в предостережении, в возражении на предостережение и в уведомлении об исполнении предостережения; порядок подачи возражений на предостережение и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2017 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2017
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно. Конституционный Суд РФ признал статью 212.1 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в ней положения: позволяют подвергать уголовному преследованию за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицо, ранее не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ, если это лицо в пределах срока, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию за указанные административные правонарушения, вновь нарушило установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; предполагают, что привлечение лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, возможно только в случае, если нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям; исключают возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лица, в отношении которого на момент совершения инкриминируемого ему деяния отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты о привлечении не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ; допускают привлечение лица к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования на основании данной статьи только в случае, если совершенное им деяние носило умышленный характер; означают, что фактические обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам об административных правонарушениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности лица, в отношении которого они были вынесены, в совершении предусмотренного данной статьей преступления, которая должна устанавливаться судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом процедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях; подразумевают возможность назначения лицу наказания в виде лишения свободы лишь при том условии, что нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 212 "Массовые беспорядки" УК РФ) или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, притом что без назначения данного вида наказания невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель правомочен внести в статью 212.1 УК РФ изменения, направленные на уточнение нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное данной статьей преступление и мер наказания за его совершение.
Постановление Пленума ВС РФ от 07.02.2017 N 6
"О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Пленум ВС РФ: проценты по ст. 395 ГК РФ в зависимости от периода просрочки рассчитываются по-разному. Верховный суд скорректировал свои разъяснения по расчету процентов по ст. 395 ГК РФ, которые он дал еще в марте прошлого года. С августа 2016 года эти рекомендации стали неактуальны из-за поправок к ГК РФ, по которым такие проценты по общему правилу нужно рассчитывать по ключевой ставке ЦБ РФ. Пленум ВС РФ указал: если просрочка была с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, проценты по ст. 395 ГК РФ определяются согласно средним ставкам банковского процента по вкладам физлиц. Речь идет о ставках, которые существовали в месте жительства кредитора-физлица или месте нахождения кредитора-юрлица и имели место в соответствующие периоды просрочки. Если же просрочка была после 31 июля 2016 года, для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ по нужно использовать ключевую ставку ЦБ РФ, которая действовала в периоды просрочки. Оба правила не будут работать, если законом или договором установлен иной размер процентов.
Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2017 N ОГ-Д23-996
"Относительно предусмотренных федеральными законами случаев, при которых кадастровый инженер или иное лицо являются надлежащими заявителями при обращении в орган регистрации прав"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 06.02.2017.
Минэкономразвития России разъяснен порядок осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав. Сообщается, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен перечень случаев, при которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в частности, в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется в том числе по заявлению кадастрового инженера, иного лица в случаях, установленных федеральным законом. Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность представления в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете иным лицом и кадастровым инженером. Возможность представления в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете иным лицом также предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.
Письмо ФНС России от 10.02.2017 N БС-4-11/2494@
"Определение величины дохода плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, уплачивающих налог на доходы физических лиц, исходя из которого исчисляется размер страховых взносов в случае, если величина дохода превысила 300 000 рублей за расчетный период"
Источник публикации: Документ опубликован не был.
Нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, при определении базы для исчисления страховых взносов вправе уменьшить доходы от профессиональной деятельности на сумму произведенных расходов. Алгоритм расчета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для данной категории плательщиков определен подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (если величина дохода не превышает 300 000 рублей за расчетный период, сумма взносов определяется исходя из МРОТ и тарифа, а при превышении суммы дохода 300 000 рублей - плюс 1,0 процент с суммы превышения). Сообщается, что в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ, а также исходя из положений пункта 3 статьи 210 НК РФ, величина дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности в этом случае подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 НК РФ. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои затраты, расходы принимаются в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435
"О регистрации контрольно-кассовой техники"
Источник публикации: Документ опубликован не был.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ регистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, Минкомсвязь России приказом от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" установила, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей (для целей данного Приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек). При этом неутверждение органом государственной власти субъекта РФ перечня местностей, удаленных от сетей связи, свидетельствует об отсутствии в том или ином субъекте РФ указанных местностей. В этой связи сообщается, в частности, что при предоставлении после 01.02.2017 пользователем ККТ заявления о регистрации ККТ, содержащего сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, налоговым органам необходимо произвести сверку данных, указанных в таком заявлении, с перечнем местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ. В случае установления факта несоответствия данных, указанных в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ, а именно отсутствия адреса места установки (применения) ККТ, в перечне местностей, при одновременном указании в заявлении о регистрации сведений о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, налоговые органы отказывают в регистрации такой ККТ.
Письмо ФНС России от 07.02.2017 N БС-4-21/2140@
"О реализации на интернет-сайте Росреестра возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости"
Источник публикации: Документ опубликован не был.
На сайте rosreestr.ru теперь можно бесплатно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В такой выписке содержится: описание объекта - вид и кадастровый номер; величина кадастровой стоимости, дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости, а также дата ее внесения в ЕГРН; даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и начала применения кадастровой стоимости. Полученные указанным способом по запросу налогового органа сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т.ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.
Письмо Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 N 2148/03-04
"О направлении ответов на часто задаваемые вопросы"
Источник публикации: Документ опубликован не был.
Росалкогольрегулированием даны ответы на часто задаваемые вопросы граждан и организаций, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции. В частности сообщается о возможности: изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, осуществляющего ее розничную продажу; использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях; осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении; а также о необходимости: фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции; применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции.
Информация ФНС России
"О порядке представления документов при реорганизации юридического лица в форме присоединения"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 13.02.2017.
Чтобы реорганизовать компанию в форме присоединения, не нужно представлять в регистрирующий орган передаточный акт. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" среди документов, представляемых в регистрирующий орган при регистрации реорганизации в форме присоединения, называется передаточный акт. Вместе с тем, положения закона не должны противоречить положениям ГК РФ, которые не предусматривают составление передаточного акта при присоединении одного юридического лица к другому. Таким образом, отказ в госрегистрации юридического лица при реорганизации в форме присоединения из-за отсутствия передаточного акта признан ФНС России неправомерным. Напомним, до 1 сентября 2014 года ГК РФ устанавливал, что в случае присоединения правопреемство происходит согласно передаточному акту. После этой даты о данном документе в соответствующей норме больше не говорится. А вот в Законе о госрегистрации юрлиц и ИП, как было указано выше, его упоминание осталось. Полагаем, из-за этого несоответствия и возникают споры с регистрирующими органами
Информация Федеральной палаты адвокатов
"По вопросу расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 13.02.2017.
Адвокаты при расчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование могут уменьшать полученные от адвокатской деятельности доходы на суммы профессиональных налоговых вычетов. С 1 января 2017 г. уплата страховых взносов регулируется положениями главы 34 "Страховые взносы" НК РФ. Вывод ФПА РФ о возможности учета расходов адвокатов на ведение деятельности (профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ) при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование основан на положениях пп.1 п.9 статьи 430 НК РФ. Аналогичные разъяснения, касающиеся индивидуальных предпринимателей, содержатся в письме Минфина России от 13 января 2017 г. N 03-15-05/1031. При этом обращено внимание на то, что соответствующее правило действовало и до 1 января 2017 года (см. правовую позицию Конституционного Суда, выраженную в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П). В этой связи сообщается, что адвокаты, уплатившие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., страховые взносы (пени, штрафы), расчет которых был произведен без учета профессиональных налоговых вычетов, и имеющие подтверждающие документы, вправе обратиться за возвратом излишне уплаченных взносов (пени, штрафов) в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.