Выпуск от 10 апреля 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.03.2017, "Парламентская газета", N 12, 31.03 - 06.04.2017, "Российская газета", N 68, 31.03.2017, "Собрание законодательства РФ", 03.04.2017, N 14, ст. 2008.
Начало действия документа: Вступает в силу 28.04.2017.
С 28 апреля страховщики по ОСАГО по общему правилу обеспечат ремонт ТС, а не страховую выплату. Новые правила будут применяться к договорам ОСАГО, заключенным после указанной даты. Изменение коснется случаев, когда вред причинен зарегистрированным в РФ легковым автомобилям. Они должны быть в собственности граждан. Теперь страховщики будут преимущественно заниматься организацией или оплатой восстановительного ремонта ТС либо и тем и другим. Выдавать или перечислять страховую выплату страховая компания по новому закону будет в исключительных случаях, например при полной гибели ТС. Сейчас при наличии договора между страховщиком и станцией техобслуживания потерпевший может выбрать способ возмещения вреда: организацию и оплату восстановительного ремонта; выдачу страховой выплаты. В Законе об ОСАГО появятся и требования к тому, как страховая компания должна организовывать ремонт. Так, его срок составит не больше 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представит ТС на станцию техобслуживания или передаст страховщику. Страховой компании будет грозить неустойка по заявлению потерпевшего, если: проведение ремонта просрочено; страховщик и потерпевший договорились о сроке, который превышает срок ремонта, но и это условие было нарушено. Неустойку нужно будет уплачивать за каждый день просрочки. Размер неустойки - 0,5% от суммы страхового возмещения. Превышать ее неустойка не должна. Если страховщик нарушит обязательства по восстановительному ремонту два раза или более в течение года, это грозит санкцией Банка России. Согласно изменениям ЦБ РФ за такое нарушение может ограничить возможность страховщика возмещать вред в натуре на срок до года.
Федеральный закон от 03.04.2017 N 57-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, "Российская газета", N 71, 05.04.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 04.05.2017.
Установлены размеры госпошлин, уплачиваемых в отдельных случаях при обращении в Верховный Суд РФ, арбитражные суды. При подаче апелляционных, кассационных жалоб на отказ в принятии иска или заявления о выдаче судебного приказа госпошлина составит 50 процентов от размера госпошлины, которая уплачивается при подаче иска неимущественного характера (т.е. 3000 рублей). Такой же размер госпошлины составит при подаче кассационной жалобы на судебный приказ. При подаче надзорной жалобы размер госпошлины составит вдвое больше - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (6000 рублей, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Федеральный закон от 03.04.2017 N 60-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, "Российская газета", N 71, 05.04.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 15.04.2017.
Введена уголовная ответственность за хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Установлено, что грубое нарушение общественного порядка, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования теперь подпадает под действие статьи 213 УК РФ "Хулиганство". Кроме того, УК РФ дополнен новой статьей 267.1, устанавливающей уголовную ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Настоящей статьей для виновных лиц предусматривается наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Федеральный закон от 03.04.2017 N 55-ФЗ
"О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, "Российская газета", N 71, 05.04.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 02.10.2017.
Россией ратифицирован с рядом заявлений Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, подписанный 6 июля 1999 года в Женеве. В частности, Россия в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Женевского акта заявляет, что запись в Международном реестре об изменении владельца международной регистрации промышленного образца не будет иметь силы, пока ее ведомство не получит соответствующих документов о передаче права. Женевский акт позволяет упростить процедуры получения одновременной охраны промышленных образцов в ряде стран и предоставляет возможность владельцам промышленных образцов, проживающим в одной из договаривающихся стран, получать охрану в других странах с выполнением минимума процедур и затрат. В настоящее время договаривающимися сторонами по Женевскому акту являются более 50 стран и международных организаций, в том числе Европейский союз, США, Япония, Южная Корея и др. Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 389
"О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 04.05.2017.
Утверждены правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной. Согласно порядку Минстрой России осуществляет выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного применения и направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой документации, требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования и документов, подтверждающих достоверность содержащихся в ней сведений. Заказчик обеспечивает предоставление документов в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. В случае если подтверждающие документы включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, заказчик предоставляет сведения о них. Сведения и документы предоставляются заказчиком с использованием официального сайта Минстроя России в сети "Интернет". Минстрой России вправе истребовать у заказчика и (или) органов исполнительной власти или организаций, выдавших заключение государственной экспертизы проектной документации или заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, дополнительные материалы, подтверждающие достоверность представленных заказчиком сведений и подтверждающих документов. Решение о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования принимается Минстроем России. Правилами, кроме того, устанавливается: перечень оснований для принятия решения о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования; перечень оснований для отмены такого решения. Решение оформляется в виде электронного документа, который подписывается уполномоченным сотрудником Минстроя России с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и подлежит включению в единый реестр информации о решении (с приложением электронных документов). Предоставление экономически эффективной проектной документации органам и организациям осуществляется Минстроем России.
Постановление Правительства РФ от 30.03.2017 N 357
"О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 12.05.2017.
ФНС России уполномочена осуществлять функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет страховых взносов. В этой связи ФНС России: бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) плательщиков страховых взносов о действующих страховых взносах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов; осуществляет в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов; принимает решения об изменении сроков уплаты страховых взносов.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2017 N 39
"О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.03.2017, "Российская газета", N 69, 03.04.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.03.2017.
С 30 марта 2017 года вновь вводится временный запрет розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н. Под запрет не попали: стеклоомывающие жидкости; нежидкая спиртосодержащая продукция; спиртосодержащая продукция с укупорочными средствами, которые исключают пероральное потребление. Рекомендуем розничным продавцам внимательно отнестись к новому ограничению. Полагаем, за его несоблюдение организации может грозить одна из следующих мер: предупреждение; штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Письмо ФНС России от 30.03.2017 N ГД-4-14/5914@
"О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2017)""
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФНС России обобщена судебная практика по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП. В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов по рассматриваемым вопросам: обоснованным является решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, поскольку в поданном организацией Уведомлении о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 не был заполнен подпункт 5.6.2 (E-mail) в нарушение требований, установленных Законом о государственной регистрации; в связи с тем, что решение единственного участника ООО не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала общества, о размере и номинальной стоимости доли учредителя, данный документ был расценен регистрирующим органом как непредставленный, суды признали решение налоговой инспекции об отказе в госрегистрации юрлица законным; правомерным основанием для отказа в госрегистрации послужило выявление налоговым органом факта того, что единственный учредитель, руководитель создаваемого общества является либо учредителем, либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо и тем и другим в шести юридических лицах, которые ранее были исключены из ЕГРЮЛ как фактически прекратившие свою деятельность, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данных обществ из ЕГРЮЛ.
Письмо ФАС России от 31.03.2017 N АК/20951/17
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФАС России информирует об изменении с 1 апреля 2017 года требований к рекламе основанных на риске игр и пари. В статье 27 Федерального закона "О рекламе" вводятся новые части 2.1, 2.2, в которых предусмотрены исключения из общих запретов рекламы организаторов азартных игр для рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах. Также расширен перечень периодических печатных изданий, в которых допускается реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах (при этом на рекламу организаторов других азартных игр такое исключение не распространяется). Кроме того, новая часть 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" допускает распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в сети Интернет, однако только на сайтах определенных видов. В случае если в территориальных органах ФАС России находятся в производстве дела, возбужденные по признакам нарушения статьи 27 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы букмекерских контор, распространение которой с 1 апреля 2017 года в определенных местах или определенными способами не подпадает под запрет, установленный в статье 27 Федерального закона "О рекламе", такие дела подлежат прекращению.
Письмо Минэкономразвития России от 14.03.2017 N ОГ-Д23-2633
"О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минэкономразвития России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В частности, сообщается следующее: для приобретения одним из супругов по договору в собственность земельного участка, на котором расположено здание, находящееся в собственности у приобретателя участка, получать нотариально удостоверенное согласие другого супруга не требуется; в случае, когда государственная регистрация права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, возникающего на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, осуществляется на основании заявления соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, такой орган, представляя заявление о государственной регистрации, например, права собственности физического лица, действует как наделенный соответствующими полномочиями законом представитель лица, в интересах которого совершается соответствующее юридически значимое действие (государственная регистрация), то есть соответствующего плательщика государственной пошлины. Соответственно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств. Таким образом, обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершается юридически значимое действие.
Письмо Банка России от 30.12.2016 N 015-55/10578
"О запросах арбитражных управляющих, касающихся предоставления сведений о владении должниками ценными бумагами"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Банк России рекомендует арбитражным управляющим обращаться за информацией о должниках - владельцах ценных бумаг к регистраторам и депозитариям. Это связано с тем, что Банк России не располагает данными о владельцах ценных бумаг и принадлежащих им ценных бумагах, так как эта информация не поступает в Банк России автоматически. Такие сведения могут быть получены Банком России только путем направления предписаний (запросов) организациям (регистраторам и депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги. В случае необходимости подтверждения факта владения лицом ценными бумагами (в отсутствие о них каких-либо дополнительных сведений) Банку России потребуется направить предписания (запросы) о предоставлении документов в адрес всех регистраторов (в настоящее время 35 организаций) и депозитариев (409 организаций), что осуществить в разумные сроки не представляется возможным.
Письмо Росприроднадзора от 28.03.2017 N ВС-10-02-36/6393
"Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Росприроднадзор объяснил, чем утилизация отходов отличается от их обезвреживания и почему нельзя исполнить нормативы утилизации отходов путем их обезвреживания.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017 N 11
"О внесении изменения в пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 57"
Источник публикации: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 30.03.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 29.04.2017.
Порядок маркировки взрывчатых веществ вступит в силу с 1 января 2021 года. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 57 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" было установлено, что пункт 1 статьи 4 указанного технического регламента вступает в силу с 1 января 2017 года. Изменениями, внесенными настоящим Решением, определено, что слова "1 января 2017 года" заменены словами "1 января 2021 года". Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2017 года.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017 N 12
"О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)"
Источник публикации: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 30.03.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 30.03.2018.
Внесены уточнения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011). Изменениями, в частности, расширен понятийный аппарат, а также внесены дополнения в приложения 2 и 3 к указанному техническому регламенту. Решение вступает в силу по истечении 12 месяцев с даты его официального опубликования.
Информация ФНС России от 03.04.2017
"О льготе по транспортному налогу для индивидуальных предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 03.04.2017.
Участники системы взимания платы "Платон" имеют право на льготу по транспортному налогу. ФНС России обращает внимание, что льгота применяется независимо от того, кто является владельцем грузового автомобиля - индивидуальный предприниматель или физическое лицо без статуса ИП. Если сумма платы в систему "Платон" равна сумме налога или превышает ее, налог не уплачивается. Если плата меньше суммы налога, то предоставляется налоговый вычет. В этом случае транспортный налог уменьшается на сумму платы. Заявить налоговую льготу можно одним из следующих способов: через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, представив заявление о налоговой льготе в любую налоговую инспекцию; направив заявление почтовым сообщением.
Информационное сообщение Минфина России от 03.04.2017
"Об изменениях Административного регламента предоставления Минфином России государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утв. Приказом Минфина России от 24.02.2012 N 30н"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://minfin.ru по состоянию на 05.04.2017.
С 25 марта 2017 года действует усовершенствованный порядок получения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Соответствующие изменения в Административный регламент предоставления Минфином России данной государственной услуги (утв. приказом Минфина России от 24.02.2012 N 30н) были внесены приказом Минфина России от 29.12.2016 N 247н. Сообщается, в частности, что: отменено обязательное заверение запроса о предоставлении сведений из реестра юридическим лицом: при подаче запроса он заверяется печатью только при ее наличии у юридического лица; заявитель вправе получать сведения о ходе рассмотрения его запроса по телефону, посредством сайта или электронной почты Минфина России, Единого портала госуслуг; определен порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданной выписке из реестра саморегулируемых организаций аудиторов либо уведомлении о непредоставлении государственной услуги; заявитель вправе подать заявление об исправлении технической ошибки в выданной выписке из реестра в Минфин России по почте, по электронной почте, через Единый портал госуслуг либо непосредственно в структурное подразделение Минфина России, ответственное за прием документов; предусмотрена возможность использовать федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг для заявителей, обратившихся за госуслугой.
Информация ФТС России
"Банки с 3 апреля 2017 года имеют возможность выдавать электронные таможенные гарантии"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://customs.ru/ по состоянию на 03.04.2017.
ФТС России информирует, что с 3 апреля 2017 года участники ВЭД смогут обеспечивать свои обязательства электронными таможенными гарантиями без предоставления бумажных документов. Направление электронных таможенных гарантий в таможенные органы осуществляют непосредственно кредитные организации, что позволяет указывать реквизиты гарантии, исключив необходимость представления в таможню подтверждения выдачи таких гарантий. При этом в случае оформления банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе такая гарантия будет приниматься таможенным органом только при поступлении от гаранта соответствующего электронного сообщения и представления документов, подтверждающих полномочия подписавших лиц. Отсутствие подтверждения банка о выдаче банковской гарантии повлечет отказ в ее приеме. Кредитные организации при оформлении банковских гарантий должны указывать в электронных сообщениях, направляемых в ФТС России, виды обеспечиваемых обязательств. Для исключения ошибок при оформлении банковской гарантии участникам ВЭД необходимо информировать кредитную организацию о виде соответствующего обязательства.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.