Выпуск от 10 июля 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 01.07.2017 N 146-ФЗ
"О внесении изменения в статью 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 12.07.2017.
Увеличен размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации. Согласно внесенным изменениям, за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации на виновных должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял от одной тысячи до трех тысяч рублей).
Федеральный закон от 19.12.2016 N 460-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, "Российская газета", N 292, 23.12.2016, "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7509.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.07.2017.
МРОТ с 1 июля составит 7800 рублей. Минимальная месячная зарплата вырастет на 300 руб. Данные необходимы для расчета пособия по больничному, если работник раньше нигде не трудился.
Федеральный закон от 30.06.2017 N 128-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 14 и 17.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2017, "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2017 (за исключением отдельных положений).
Претензионный порядок по ОСАГО сохранится без изменений до 2019 года. С 1 июля 2017 года этот порядок не должен был применяться в существующем виде, но законодатель решил иначе. Дело в том, что досудебное разрешение споров между гражданами и страховщиками планировали передать финансовому уполномоченному. Однако законопроект о таком омбудсмене с 2014 года не прошел в Госдуме дальше первого чтения. Поэтому пока страховщики по-прежнему сами рассматривают претензии потерпевших. Напомним, как это происходит. Если потерпевший не пришел к согласию со страховой компанией, он должен до обращения в суд направить страховщику претензию. К ней надо приложить документы, которые обосновывают требование. У страховой компании есть 10 календарных дней на рассмотрение бумаг. Нерабочие праздничные дни в этот срок не входят.
Федеральный закон от 01.07.2017 N 156-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.10.2017.
С 1 октября можно будет добиться блокировки "зеркал" пиратских сайтов. Пользователи Интернета "зеркалом" называют копию сайта. По новому закону копии заблокированного сайта будут также блокироваться по обращению правообладателя, если: сайт до степени смешения схож с сайтом, к которому Мосгорсуд ранее ограничил доступ; решение Мосгорсуда о блокировке оригинального сайта касается неоднократного нарушения авторских либо смежных прав. Судя по положениям закона, процедура блокировки "зеркала" займет не более трех суток: вначале Минкомсвязи за сутки рассматривает обращение правообладателя, решает, является ли сайт "зеркалом", и информирует Роскомнадзор; затем Роскомнадзор также в течение суток требует от провайдеров ограничить доступ к сайту, а от операторов поисковых систем - не выдавать сайт и его страницы при поиске; третьи сутки даются операторам и провайдерам на выполнение указания Роскомнадзора. Если на практике все будет именно так, правообладатели совсем скоро получат эффективный инструмент защиты своих интеллектуальных прав.
Федеральный закон от 01.07.2017 N 147-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 12.07.2017.
С 12 июля меньше споров по АПК РФ потребуют досудебного урегулирования. Досудебный порядок при гражданско-правовых спорах нужно будет соблюдать в следующих случаях: денежное требование вытекает из сделки или неосновательного обогащения; заинтересованное лицо хочет, чтобы досрочно прекратилась охрана товарного знака, который не используется. Для этого случая процедура будет описана в ГК РФ; досудебный порядок установлен законом или договором. Сейчас досудебное урегулирование обязательно по всем вытекающим из гражданско-правовых отношений спорам, которых нет в списке исключений. В этот список с 12 июля войдет еще несколько видов дел, по которым не придется заниматься разрешением спора до суда. Среди них: дела приказного производства. Поправка отвечает позиции Пленума ВС РФ; споры о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей; любые дела, связанные с содействием и контролем в отношении третейских судов со стороны арбитражных судов. До указанной даты досудебное урегулирование не требовалось только при оспаривании решений третейских судов. По-прежнему не потребуют урегулирования до суда корпоративные споры, а также следующие дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; присуждении компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебных актов; банкротстве; защите прав и законных интересов группы лиц.
Федеральный закон от 01.07.2017 N 139-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 12.07.2017.
Уточнена продолжительность рабочего времени для 14-летних граждан, работающих в период летних каникул. ТК РФ предусматривает особенности регулирования труда несовершеннолетних, устанавливая для них, в том числе, сокращенную продолжительность рабочего времени. Ранее на подростков в возрасте от 14 до 15 лет в случае их трудоустройства в период летних каникул распространялась общая норма о продолжительности сокращенного рабочего времени, без учета дополнительных ограничений, которые предусмотрены для подростков, совмещающих работу с учебой. Теперь для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены) - 4 часа. Законом уточняются также условия заключения трудового договора с лицами в возрасте 14 - 15 лет.
Указ Президента РФ от 30.06.2017 N 293
"О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.06.2017.
Президент решил продлить контрсанкции в сфере импорта до конца 2018 года. Чтобы запрет продолжил действовать, правительство должно утвердить перечень подпадающих под санкции товаров и стран. По опыту предыдущих лет можно ожидать, что такой документ скоро появится. Напомним, президент уже продлевал контрсанкции до конца 2017 года. Сейчас запрет распространяется на товары, включенные в правительственный перечень, в том числе: на мясо и рыбу; молочную продукцию; овощи и фрукты. Запрещено ввозить товары, произведенные в США, государствах ЕС, на Украине и в других странах. За несоблюдение запрета юрлицам грозит ответственность: либо штраф от 50 тыс. до 300 тыс. руб., который может сочетаться с конфискацией товаров; либо только конфискация.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 N 772
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2017, "Российская газета", N 145, 05.07.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 08.07.2017.
На 1 января 2018 года перенесен срок вступления в силу требований к году выпуска автобусов, предназначенных для перевозок организованных групп детей. Действующей редакцией постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" устанавливается, что для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. При этом требования к году выпуска автобуса должны были вступить в силу с 1 июля 2017 года. Принятым Постановлением срок вступления в силу указанной нормы отложен до 1 января 2018 года.
Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 N 761
"О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2017, "Российская газета", N 146, 06.07.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 12.07.2017.
Уточнен порядок перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля. Согласно ранее действовавшей редакции Правил дорожного движения, при перевозке детей допускалось использование как детских удерживающих устройств, так и других средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. В соответствии с внесенными изменениями перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей от 7 до 11 лет (включительно) - с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). Кроме того, запрещается оставлять в ТС на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствии совершеннолетнего лица. Также в ПДД внесен ряд изменений юридико-технического характера.
Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"
Источник публикации: "Российская газета", N 144, 04.07.2017.
Разъяснения Пленума ВС РФ помогут управляющим компаниям в спорах с физлицами об оплате жилья. Интересны следующие выводы: если физлицо не знало о смене управляющей организации и заплатило старой компании, то новая может взыскать со старой сумму неосновательного обогащения; когда гражданин не указал в платежке, за какие месяцы вносит деньги, они засчитываются за те периоды, по которым срок исковой давности не истек. Срок в этом случае общий - три года; управляющая организация не вправе в одностороннем порядке менять порядок определения размера платы за содержание жилья. Не должна она и начислять плату в большем размере, чем предусматривает договор управления многоквартирным домом.
Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141
"Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.06.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 24.12.2017.
Контроль техсостояния ТС перед рейсами перевозчик должен возложить на контролера, который отвечает специальным требованиям. В приказе Минтранса можно найти перечень, по которому контролер будет проводить проверку. В путевом листе контролер поставит отметку об успешно пройденном контроле, укажет дату и время, Ф.И.О., поставит подпись. Без этих данных выпускать ТС на линию запрещено. Перевозчик должен вносить результаты контроля в журнал. За нарушение требований перевозчика оштрафуют на 30 тыс. руб.
Письмо ФНС России от 27.06.2017 N ММВ-20-20/96@
"О порядке осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов с 01.07.2017"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 29.06.2017.
Налоговые инспекции не будут штрафовать добросовестных налогоплательщиков за отсутствие ККТ нового типа. За применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям, указанным в статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2017 N 290-ФЗ), предусмотрена административная ответственность. Сообщается, что осуществление расчетов с применением "устаревших" ККТ без привлечения к ответственности возможно, в частности, если: ККТ используется для печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Такая ККТ может содержать в своем составе электронную контрольную ленту, защищенную (ЭКЛЗ), функционировать без ЭКЛЗ, быть модернизированной для возможности печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета, и т.д.; налогоплательщиком приняты исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства РФ (заключен договор поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования).
Информация ФНС России
"О передаче сведений держателями реестров акционеров для Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 30.06.2017.
ФНС России напоминает, что с 1 июля 2017 года держатели реестров акционеров начнут передавать сведения для Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с внесением изменений в законодательство они отнесены к поставщикам информации для формирования Единого реестра субъектов МСП. Сведения передаются через сайт ФНС России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью держателя реестра акционеров. Передача держателями реестров акционеров сведений в ФНС России об акционерных обществах, которые по состоянию на 1 июля текущего календарного года отвечают установленным законом условиям по доле участия в капитале, осуществляется ежегодно с 1 по 5 июля (включительно). Дополнительная информация для держателей реестров акционеров по вопросу передачи сведений размещена на сайте ФНС России и в электронном сервисе Реестра МСП.
Банк России 27.06.2017 N 12-МР
"Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц"
Источник публикации: "Вестник Банка России", N 55, 05.07.2017.
Банк России напоминает о недопустимости формального подхода в вопросах идентификации бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц. Банк России обращает внимание на необходимость проведения анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о физическом лице до признания такого физического лица бенефициарным владельцем клиента и рекомендует осуществлять следующие действия: использовать информацию о бенефициарных владельцах клиентов - юридических лиц, получаемую клиентами в результате реализации требований статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), наряду со сведениями, которые организации получают самостоятельно, обращаясь к доступным им на законных основаниях источникам информации; в случае непредставления клиентом - юридическим лицом сведений о своем бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в "автоматическом" порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. При этом не исключены случаи, когда единоличный исполнительный орган может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что единоличный исполнительный орган соответствует критериям, определенным статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ; реализовывать полный комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, по выявлению и идентификации бенефициарного владельца клиента, в случае, когда у организации имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем такого клиента является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, либо в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициарном владельце; фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента; фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом - юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента - юридического лица, установленные организацией.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.