Выпуск от 20 ноября 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 14.11.2017 N 320-ФЗ
"О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях""
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, "Парламентская газета", N 43, 17-23.11.2017, "Российская газета", N 261, 17.11.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 25.11.2017.
Уточнен порядок признания социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг. Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" с 1 января 2017 года в законодательство РФ введено понятие некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг. Перечень таких услуг был утвержден Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года N 1096. Согласно настоящему Федеральному закону, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует установленным требованиям, она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр не только по решению уполномоченного органа, но и его территориального органа. По мнению законодателя, данные изменения позволят обеспечить всесторонний и объективный подход при принятии необходимого решения, а также существенно сократить сроки его принятия. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, наряду с федеральными органами исполнительной власти, наделены полномочиями по оценке качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией.
Федеральный закон от 14.11.2017 N 319-ФЗ
"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, "Парламентская газета", N 43, 17-23.11.2017, "Российская газета", N 261, 17.11.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 14.05.2018.
Принят Федеральный закон, направленный на повышение уровня "прозрачности" деятельности организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе. Федеральным законом, в частности: устанавливается требование об обязательном раскрытии организацией по коллективному управлению правами информации о своей деятельности в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ стандартами раскрытия информации. Устанавливается обязанность аккредитованной организации хранить вознаграждение, которое было распределено в пользу конкретного правообладателя, но не выплачено ему в связи с отсутствием информации о нем, в течение общего срока исковой давности. В случае, если информация о правообладателе в течение 3 лет с года, когда вознаграждение ему было распределено, отсутствует, указанное вознаграждение может быть перераспределено между иными правообладателями.
Федеральный закон от 14.11.2017 N 322-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, "Парламентская газета", N 43, 17-23.11.2017, "Российская газета", N 261, 17.11.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 14.12.2017.
С одного месяца до трех лет увеличен срок, в течение которого можно подать заявление в налоговую инспекцию о возврате излишне взысканных платежей в бюджет. Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него соответствующих сумм. Одновременно исключен специальный трехлетний срок для обращения в суд с исковым заявлением о возврате излишних платежей в судебном порядке.
Приказ Минфина России от 19.10.2017 N 155н
"О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 169н"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.11.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 20.11.2017.
Уточнен порядок представления документов при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, и при внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения. Поправки касаются порядка представления документов, подтверждающих наличие у юрлица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от его имени, либо участника ООО, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юрлица. Изменениями, кроме того: установлено, что в целях информирования граждан о возможности их участия в оценке эффективности деятельности руководителей инспекций ФНС России с учетом качества предоставления им государственных услуг, в помещении (месте ожидания), где предоставляется государственная услуга, размещаются информационные материалы о возможности участия граждан в оценке качества предоставления государственных услуг; предусмотрено, что при направлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в форме электронных документов, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), используется УКЭП; установлено, что при предоставлении гражданину результата государственной услуги должностное лицо (специалист) инспекции ФНС России (сотрудник МФЦ) обязательно информирует его о сборе мнений граждан о качестве предоставленной государственной услуги и предлагает ему предоставить абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи для участия в оценке качества предоставления государственной услуги (или оценить предоставленную ему государственную услугу с использованием сети Интернет).
"Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://fas.gov.ru/ по состоянию на 10.11.2017).
Договор между торговыми сетями и поставщиками, по существу являющийся договором комиссии, поручения или агентским договором, может быть рассмотрен антимонопольным органом как притворная сделка. Сообщается, что поставщику и торговой сети запрещается заключать между собой "посреднические" договоры, предусматривающие поручения поставщика торговой сети осуществлять реализацию продовольственных товаров поставщика без перехода права собственности на данные товары к торговой сети, третьим лицам (приобретателям данных товаров). Действия хозяйствующих субъектов, предусмотренные в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции". Вместе с тем притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. Исследование рассматриваемых обстоятельств осуществляется антимонопольным органом в каждом конкретном случае исходя из целей и действующего предмета соответствующего договора.
Информация Роскомнадзора
"О получении согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://rkn.gov.ru по состоянию на 09.11.2017).
Стало ясно, как интернет-магазину брать согласие у покупателя на обработку его данных. Роскомнадзор считает, что согласие нужно получить, если правоотношения с покупателем не оформлены в виде акцепта или в другой форме договорных отношений. Для оформления согласия достаточно, чтобы покупатель проставил галочку в веб-форме. Письменное согласие потребуется, если: - обрабатываются биометрические и спецкатегории персональных данных; - сведения передаются в страну, которая не обеспечивает адекватную защиту персональных данных. В списке тех, кому можно доверять, сейчас 23 государства. Интернет-магазин должен разместить на сайте документ, определяющий политику по обработке персональных данных, и обеспечить локализацию сведений о российских пользователях в РФ.
Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@
"О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФНС пояснила, как работают новые правила, направленные на борьбу с незаконной налоговой экономией. В новом письме налоговики прокомментировали действующие с 19 августа этого года правила, которые, по их словам, нужны, чтобы предотвратить "агрессивные" механизмы налоговой оптимизации. Разъяснение адресовано налоговым органам, но и налогоплательщики могут почерпнуть из него много полезного. Необходимо проверить договоры и первичку. Налоговики, скорее всего, снимут расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, если сделку исполнит лицо, которое не указано в первичных документах. Из разъяснения следует, что реального исполнителя, например, субподрядчика лучше указать в договоре. Можно выбрать сделку с минимальными налоговыми последствиями. Налоговики подтвердили: организации вправе проводить хозоперации так, чтобы налоговые последствия были минимальными. Проверяющие не могут настаивать на каком-то определенном варианте бизнес-решения. Тем не менее, налогоплательщик должен подтвердить, что у заключенной им сделки есть разумная хозяйственная (деловая) цель. Экономию на налогах лучше не упоминать вообще. Ошибки в учете возможны. Методологическая (правовая) ошибка не может признаваться искажением сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, если не доказано, что это было сделано умышленно с целью уменьшения налоговых платежей. Под искажением следует понимать именно умышленные, сознательные действия налогоплательщика. Доказать такой характер действий должны налоговики. Как они это будут делать, поясняется в письме. Постановление Пленума ВАС РФ 2006 года налоговики не применяют к "новым" проверкам. Речь идет о понятиях, сформулированных в Постановлении и судебной практике, сложившейся до 19 августа. Камеральные проверки по декларациям, которые поданы позже, и выездные проверки, назначенные после этой даты, налоговики проводят по новым правилам. Несмотря на это разъяснение, при выборе контрагента следует проявлять должную осмотрительность, о которой говорил Пленум ВАС РФ.
Письмо Росреестра от 18.10.2017 N 12374-ВА/17
"О направлении информации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Государственная регистрация и кадастровый учет многоквартирных домов при условии расположения нескольких домов на одном земельном участке не противоречит законодательству. Сообщается, что органами регистрации прав во многих случаях принимаются решения о приостановлении государственного кадастрового учета и/или регистрации прав в случае если несколько многоквартирных домов (МКД) расположены на одном земельном участке со ссылкой на положения части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию МКД и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие ЖК РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в его состав, внесены в ЕГРН. Росреестр отмечает, что указанные положения данного Закона не содержат требований о том, что под каждым вводимым в эксплуатацию МКД образован самостоятельный земельный участок, сведения о границах которого должны быть внесены в ЕГРН. При этом данные нормы предполагают необходимость наличия в ЕГРН сведений о земельном участке, на котором расположен вводимый в эксплуатацию МКД, не запрещая при этом нахождение на этом же земельном участке как ранее построенных домов, так и аналогичных объектов, строительство которых запланировано на этом же земельном участке.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 N 53 (ред. от 07.11.2017)
"О переходных положениях технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014)"
Начало действия документа: Вступил в силу 20.11.2017.
Сигареты упакуют по-новому. С 16 ноября производимая и выпускаемая в обращение табачная продукция должна будет полностью соответствовать нормам техрегламента ТС. Основные изменения коснутся дизайна пачек сигарет. Листы-вкладыши останутся только для упаковки, на которую невозможно нанести информацию для покупателя, а также для сигар и сигарилл, продаваемых поштучно.
С пачек должны исчезнуть: слова "легкие", "мягкие" и другие термины, выражения и обозначения, которые создают ложное впечатление о меньшем вреде от курения этих табачных изделий по сравнению с другими; изображения и словесные обозначения, связанные прямо или косвенно с пищевыми продуктами, лекарствами и лекарственными растениями; количественные показатели смолы, никотина и монооксида углерода в дыме. Предупреждение о вреде табака должно будет занимать не меньше половины площади лицевой и обратной стороны упаковки. Пачки, которые произведены до 15 ноября по старым правилам, можно полностью реализовать на территории страны, где они выпущены в обращение.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.ksrf.ru по состоянию на 10.11.2017).
Конституционным Судом РФ проведен анализ наиболее важных решений, принятых им во втором и в третьем кварталах 2017 года. В утвержденном Обзоре приводятся решения по конституционным основам: публичного права (в частности, Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также оценку конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); трудового законодательства и социальной защиты (в том числе, выявлен смысл положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); частного права (в частности, Суд подтвердил правовые позиции, ранее сформулированные им в Постановлении от 10 марта 2017 года N 6-П относительно учета полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, и, соответственно, относительно возможности возмещения потерпевшему - владельцу транспортного средства вреда, причиненного ему лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО в размере, превышающем размер страхового возмещения); уголовной юстиции (в числе прочего дана оценка конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.10.2017 N 182
"Об утверждении Порядка организации и проведения в судах трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cdep.ru по состоянию на 14.11.2017).
Установлены особенности осуществления трансляции судебных заседаний по "Интернету" и телевидению. Определено, что трансляция судебного заседания обеспечивается лицом, обратившимся с соответствующим заявлением (ходатайством), своими силами, техническими средствами и за свой счет. Проведение трансляции представителями СМИ осуществляется во взаимодействии с уполномоченным работником аппарата суда. Трансляция судебного заседания может быть ограничена судом во времени и должна осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания. Осуществление трансляции судебного заседания без соответствующего разрешения является нарушением порядка в судебном заседании. Информация о проведении трансляции со ссылками на наименование СМИ или сайта, посредством которых осуществлялась трансляция, размещается уполномоченными работниками аппаратов судов на сайтах судов портала Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" в разделе "Интернет-трансляция судебных заседаний".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Верховным Судом РФ обобщена практика разрешения судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. В частности, отмечается, что родители могут быть лишены родительских прав, например при злоупотреблении ими, что выражается, в частности, в использовании этих прав в ущерб интересам детей - в создании препятствий к получению ими общего образования, вовлечении в занятие азартными играми, склонении к бродяжничеству и др. Также указывается, что вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора. Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим. В указанных случаях суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него. Признаны утратившими силу отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.