Выпуск от 27 ноября 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 14.11.2017 N 317-ФЗ
"О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, "Парламентская газета", N 43, 17-23.11.2017, "Российская газета", N 261, 17.11.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 25.11.2017.
Президент ратифицировал Договор о ТК ЕАЭС. По информации Евразийской экономической комиссии, Таможенный кодекс ЕАЭС должен вступить в силу с 1 января 2018 года. В новом кодексе есть ряд существенных отличий от действующего ТК ТС.
Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1365
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.11.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 24.11.2017 (за исключением отдельных положений).
Действующим законодательством установлена возможность лишения организации статуса гарантирующего поставщика за неполное или несвоевременное исполнение обязательств на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Настоящим Постановлением предусматривается возможность лишать организацию статуса гарантирующего поставщика при неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств гарантирующих поставщиков по оплате услуг по передаче электрической энергии. Вводится обязанность сетевой организации, перед которой возникла задолженность, представлять в Минэнерго России перечень обосновывающих документов. Решение о лишении организации статуса гарантирующего поставщика принимается Минэнерго России на основании установления факта наличия задолженности. Постановлением установлены порядок и основания для установления такого факта.
Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1376
"О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 25.11.2017.
Для продажи приватизируемого федерального имущества Росимущество сможет привлекать юридических лиц. Кроме того, Росимуществу предоставлены полномочия по привлечению физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного Положением о Росимуществе (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Приказ Минтруда России от 09.11.2017 N 777
"Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://rosmintrud.ru по состоянию на 14.11.2017).
Рекомендации Минтруда помогут работодателям избежать дискриминации инвалидов. Ведомство указало, что дискриминация может быть прямой или косвенной. Прямая выражается в том, что из-за инвалидности отказывают в приеме на работу, в профориентации и обучении или берут на низкооплачиваемые и низкоквалифицированные рабочие места. Косвенная проявляется в виде требований, которые формально едины для всех, но по факту ставят инвалидов в неравное положение. К примерам форм дискриминации относятся случаи, когда работодатель: - предъявляет при приеме на работу не связанные с трудовой деятельностью избыточные требования, чтобы исключить инвалида из претендентов на вакансию; - не создает условия труда, необходимые для инвалидов; - не помогает организовать труд дистанционным работникам и надомникам; - отказывает в переводе на рекомендованную индивидуальной программой работу; - увольняет из-за инвалидности. Напомним, за дискриминацию юрлицу грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Минтруд рекомендует работодателю устранять возможные барьеры, в том числе с помощью следующих мер: - приспосабливать помещения, оборудование под нужды инвалидов; - предоставлять информацию в доступной для них форме; - корректировать режим работы или обучения; - заменять рабочее место, переводить работать на дом; - назначать наставника или оказывать иную поддержку.
Приказ Минюста России от 10.11.2017 N 230
"Об утверждении Порядка выдачи предписания некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранному арбитражному учреждению, получившему право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, о принятии данными некоммерческой организацией или иностранным арбитражным учреждением решения о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения на территории Российской Федерации и форм указанных предписаний"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.11.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 27.11.2017.
Определена процедура выдачи Минюстом России предписания о принятии некоммерческой организацией решения о прекращении деятельности созданного при ней постоянно действующего арбитражного учреждения. Такое предписание выдается некоммерческой организации, а также иностранному арбитражному учреждению, получившему право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, в случае выявления в деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения грубых неоднократных нарушений Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц, либо несоответствия отдельным требованиям данного Федерального закона (в том числе при недостоверности представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и ее учредителях или участниках). Предписание выдается Минюстом России на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Предписание направляется некоммерческой организации или иностранному арбитражному учреждению в письменной форме посредством почтовой связи в течение 2 рабочих дней со дня подписания предписания. Утверждены также формы предписания о принятии, соответственно некоммерческой организацией и иностранным арбитражным учреждением решения о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения.
Приказ Минтруда России от 28.07.2017 N 601н
"Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.11.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 17.02.2018.
Утверждены Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, частных охранных организаций. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя; проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний по охране труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкции по охране труда. Приказом утверждены: - требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств; - требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами; - требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений. Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Указание Банка России от 11.08.2017 N 4486-У
"О внесении изменений в приложение 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Источник публикации: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 20.11.2017,
"Вестник Банка России", N 100, 22.11.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.12.2017.
Потерпевшему в ДТП лицу предоставлено право обратиться в "свою" страховую компанию в случае, если в результате аварии пострадали два и более автомобиля. Соответствующие поправки внесены в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, Правила приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". К числу нововведений данного Федерального закона относится, в том числе, снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. До принятия Закона N 49-ФЗ водители должны были обращаться в "свою" страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Разъяснения Банка России от 20.11.2017
"По вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 03.12.2015 N 508-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета резервов - оценочных обязательств и условных обязательств некредитными финансовыми организациями" (далее - Положение N 508-П)"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 20.11.2017).
В разъяснениях сообщено, в частности, следующее. Исковые заявления, предметом которых является удовлетворение обязательств страховщика перед страхователем, в том числе в связи с возобновлением убытков (которые уже были заявлены и считались полностью урегулированными, но по каким-либо причинам могут потребовать дополнительных выплат), отражаются страховщиком при расчете резервов убытков. Для покрытия расходов по дополнительному возмещению убытков потерпевшему, произведенному на основании судебных решений, в порядке прямого возмещения убытков (которое не требует осуществления расчетов и оформляется Нулевым требованием к страховщику причинителя вреда), страховщик потерпевшего формирует резерв - оценочное обязательство в соответствии с Положением N 508-П и отражает его в составе расходов по страхованию иному, чем страхование жизни.
Письмо Минстроя России от 15.09.2017 N 33300-ОО/04
"О применении законодательства по вопросам расчета платы за содержание жилья и отопление"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минстроем России разъяснен порядок начисления платы за отопление для собственников нежилых помещений. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом утвержденного способа оплаты и наличию (отсутствию) установленных приборов учета тепловой энергии определен пунктами 42(1), 43 Правил N 354. В связи с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект, начисление платы за отопление в помещениях, располагающихся в многоквартирном доме, осуществляется в соответствии с пунктами 42(1), 43 Правил N 354. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию. Собственники жилых помещений оплачивают коммунальную услугу по отоплению по тарифам на коммунальные услуги, установленные для категории потребителей "население". Собственники нежилых помещений - субъекты предпринимательской деятельности - производят оплату за коммунальную услугу по отоплению согласно тарифу для соответствующей категории потребителей. Таким образом, начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил N 354.
Письмо ФНС России от 21.07.2017 N АС-4-18/14302
"О направлении обзора судебных актов"
Источник публикации: Документ опубликован не был
ФНС России представлен обзор правовых позиций по результатам рассмотрения споров, связанных с процедурами банкротства, за 1 полугодие 2017 года. В обзоре приведены решения судебных органов по вопросам субсидиарной ответственности, взыскания убытков, оспаривания сделок, признания действий (бездействия) арбитражного управляющего ненадлежащими, оспаривания необоснованных требований кредиторов. В обзоре отмечено, в частности, следующее: судебное признание сделки недействительной в условиях отсутствия фактического возмещения имущественных потерь не препятствует взысканию убытков с директора должника; действия лиц, контролирующих должника, по передаче активов в пользу третьих лиц без встречного исполнения и по заниженной цене являются основанием для их привлечения к субсидиарной ответственности; если условия оспариваемой сделки отличаются от условий аналогичных сделок в существенно худшую сторону, такая сделка подлежит признанию недействительной как неравноценная; заключение нового договора хранения при оспаривании предыдущего следует рассматривать как создание реституционного иммунитета в отношении спорного имущества, что не отвечает целям конкурсного производства; нарушения, направленные на возникновение риска утраты возможности увеличения конкурсной массы, являются существенными и влекут необходимость отстранения конкурсного управляющего; при реализации конкурсного имущества организации-банкрота после 01.01.2015 НДС взиматься не должен, счет-фактура должен выставляться без выделенной суммы НДС.
Президиум Верховного Суда РФ 15.11.2017
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017 )"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.vsrf.ru/ по состоянию на 16.11.2017).
Индексацию зарплат можно не проводить, если их рост обеспечен иными способами, считает ВС РФ.
К альтернативным способам Верховный суд относит, к примеру, увеличение окладов и выплату премий. Вывод не касается государственных и муниципальных органов и учреждений. Он нашел отражение в п. 10 Обзора судебной практики N 4 за 2017 год. Документами работодателя были установлены правила индексации, по которым она зависела от итогов работы компании за год. Так как плановые экономические показатели достигнуты не были, зарплаты не индексировались. Несмотря на это, работодатель отмечал, что фактически обеспечивал повышение доходов сотрудников. Апелляция обязала юрлицо проиндексировать зарплату истца на индекс потребительских цен. Она не учла локальные акты, устанавливающие механизм индексации, и не дала оценку тому, увеличивала ли компания реальное содержание зарплат. ВС РФ с таким подходом не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Напомним, недавно Роструд указывал на обязательность индексации. С учетом позиции ведомства лучше повышать зарплаты именно таким способом.
Президиум Верховного Суда РФ от 01.06.2017
"Обзор практики рассмотрения в 2016 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Верховным Судом РФ проанализирована практика рассмотрения судами в 2016 году дел об усыновлении детей иностранными гражданами. Результаты проведенного обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что тенденция к снижению количества дел указанной категории, которая имела место в предыдущие годы (2011 - 2015 годы), в 2016 году сохранилась. Также отмечается, в частности, что: судьями правильно разрешается вопрос о возможности принятия заявления об усыновлении к производству суда; в указанном периоде все дела о международном усыновлении детей были рассмотрены судами с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, а также ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет; при рассмотрении заявления об усыновлении ребенка, имеющего братьев и сестер, также оставшихся без попечения родителей, в отношении которых вопрос об усыновлении заявителями не ставился, суды исходили из положения пункта 3 статьи 124 СК РФ, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей; при рассмотрении всех дел о международном усыновлении суды проверяли, не имеется ли обстоятельств, предусмотренных статьей 127 СК РФ, в силу которых заявители не могут быть усыновителями; в целях соблюдения интересов усыновляемых детей суды выясняли, какие условия будут созданы усыновителями для гармоничного развития ребенка, готовы ли заявители усыновить ребенка с теми или иными заболеваниями, особенно в тех случаях, когда усыновляемый ребенок является инвалидом.
Роструд
"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017г."
Источник публикации: "Солидарность", N 43, 15.11.2017.
Рострудом опубликован доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства. В нем содержатся разъяснения по следующим вопросам: оплата труда, в том числе компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы, и выплаты, не входящие в ее состав; виды неденежной формы выплаты заработной платы, в которых выплачивать часть заработной платы запрещено; оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и в особых условиях (в частности, работа с вредными или опасными условиями труда, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работа в ночное время, сверхурочная работа и т.д.); возможные случаи уменьшения заработной платы (невыполнение норм труда, простой, изготовление продукции, оказавшейся браком); основания и порядок удержания из заработной платы, виды выплат, из которых запрещено производить удержание (в том числе денежные суммы в счет возмещения вреда и др.); порядок расчета средней заработной платы для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Также даны ответы с правовым обоснованием по следующим вопросам: оплата работы в выходной день; установление надбавки за совмещение, оформление приказа при надбавке за совмещение; включение районного коэффициента в состав оклада; средний заработок при увольнении по сокращению штата. В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют информирование юрлиц, ИП по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований.
"Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://fas.gov.ru/ по состоянию на 10.11.2017).
ФАС пообещала "зрить в корень" контрактов между торговыми сетями и их поставщиками. Проверяя соблюдение торговыми сетями запрета на заключение посреднических соглашений с поставщиками, ведомство будет ориентироваться на цели и предмет договора, а не на его название. Попытки спрятать запрещенные контракты под другим названием антимонопольный орган может рассматривать как притворные сделки.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.