КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 09 января 2018. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, "Российская газета", N 291, 22.12.2017, "Собрание законодательства РФ", 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 7921.

Начало действия документа: Вступает в силу 21.12.2018.

В законе уточнили, соблюдать ли юрлицам при перевозках "для себя" повышенные требования безопасности.
По новому закону компании, которые перевозят, например, свой персонал, руководителей или различные товары и материалы без заключения договоров перевозки, обязаны: - соблюдать специальные правила обеспечения безопасности перевозок; - назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. При этом он должен пройти аттестацию; - обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; - организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль техсостояния транспортных средств. Закон вводит и другие обязанности. Сейчас подобные повышенные требования по Закону о безопасности дорожного движения касаются, в частности, юрлиц, которые занимаются автоперевозками. На практике возникал вопрос: а надо ли соблюдать такие правила тем, кто совершает перевозки без договоров - для собственных нужд? ВС РФ отвечал на этот вопрос по-разному: в 2016 году - не надо, а в 2017 - надо. Несмотря на то что авторы нового закона отсрочили его вступление в силу до 21 декабря 2018 года, компаниям, осуществляющими перевозки для собственных нужд, лучше соблюдать повышенные требования уже сейчас. Напомним, за нарушения в области обеспечения безопасности перевозок автотранспортом установлена административная ответственность.

Федеральный закон от 20.12.2017 N 397-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, "Российская газета", N 291, 22.12.2017, "Собрание законодательства РФ", 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 7920.

Начало действия документа: Вступает в силу 21.12.2018.

Инвесторы смогут получить профессиональную консультацию по сделкам на рынке ценных бумаг. Консультировать будут инвестиционные советники. Ими смогут стать ИП или российские компании, которые вступят в СРО, объединяющие инвестиционных советников, и будут включены в единый реестр ЦБ РФ. При этом компании смогут совмещать данную деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельностью кредитной организации, другой деятельностью, не подлежащей лицензированию. Советники дадут рекомендации не только по планируемым сделкам с ценными бумагами, но и по: самим ценным бумагам; заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; возможным рискам. Рекомендации должны быть индивидуальными и исходить из инвестиционного профиля клиента, а именно из информации: о предполагаемой клиентом доходности от операций с финансовыми инструментами; периоде времени, за который определяется такая доходность; допустимом риске убытков от таких операций для клиента, если он не является квалифицированным инвестором. "Гарантией качества" рекомендаций будет ответственность советников, как по договору об инвестиционном консультировании, так и по закону.

Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1500

"О внесении изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2017, "Собрание законодательства РФ", 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8121.

Начало действия документа: Вступил в силу 01.01.2018.

С января подать уведомление о начале ведения отдельных видов бизнеса станет проще. Исполнить обязанность, установленную Законом о защите прав юрлиц и ИП, компания сможет в любом уполномоченном органе или МФЦ. Сейчас это нужно делать по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг). Часто уведомления принимают как в самом органе, так и в МФЦ, но предварительно следует уточнить, кто из них ведет прием. Напомним, виды работ и услуг, о которых нужно уведомить государство, перечислены в утвержденном правительством перечне. Если организация начала работу без уведомления, ей грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604

"О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вместе с "Правилами предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности")

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2017.

Начало действия документа: Вступает в силу 23.06.2018 (за исключением отдельных положений).

Определен состав и порядок подачи субъектами деятельности в сфере промышленности и органами власти информации для включения в государственную информационную систему промышленности.
В частности, предусмотрено предоставление следующей информации: - о состоянии промышленности и прогнозе ее развития; - о субъектах деятельности в сфере промышленности; - о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в РФ; - об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности; - о государственных муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики, и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами; - о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; - о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах; - информация об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению. Определен также перечень информации данной системы, подлежащей обязательному размещению в "Интернете".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

"О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки"

Источник публикации: "Российская газета", N 297, 29.12.2017.

Судам даны разъяснения по применению норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга в обязательствах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ содержатся, в частности, следующие правовые позиции: уступка требования производится на основании договора, заключенного первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием); договор между цедентом и цессионарием может являться договором, предусмотренным законом или иными правовыми актами, смешанным договором или договором, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами; договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное (отсутствие в таком договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не является основанием для признания его недействительным или незаключенным); первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам (вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которые отсутствовали у первоначального кредитора, например правами, предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей"); если одно и то же требование уступлено разным лицам одним первоначальным кредитором (цедентом), надлежащим новым кредитором (цессионарием) считается то лицо, в отношении которого момент перехода требования наступил ранее.

Письмо Ростехнадзора от 13.11.2017 N 11-00-19/9945

"О лицензировании"

Источник публикации: Документ опубликован не был

В заявлении о предоставлении лицензии необходимо указывать адрес места нахождения опасного производственного объекта в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании.
Сообщается, что одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах. Таким образом, в заявлении о предоставлении лицензии в графе "адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности" необходимо указывать адрес места нахождения опасного производственного объекта в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании.

Информационное письмо Банка России от 19.12.2017 N ИН-06-28/60

"О рекомендациях по подготовке и проведению общего собрания акционеров акционерного общества"

Источник публикации: "Вестник Банка России", N 113, 22.12.2017.

Новые рекомендации Банка России помогут правильно подготовить и провести общее собрание акционеров.
Рекомендации регулятора касаются общего собрания акционеров в форме совместного присутствия. Чтобы обеспечить соблюдение прав акционеров по участию, выступлению и голосованию на собрании, компаниям целесообразно: - анализировать явку акционеров на собрания за предыдущие три года. Это поможет выбрать помещение для проведения собрания с учетом предполагаемой максимальной явки; - за тот же период изучить активность акционеров на собраниях, чтобы определить максимальное количество тех, кто может участвовать в выступлениях и обсуждениях по вопросам повестки дня. Исходя из этого, определить продолжительность собрания; - не допускать возможности ограничения или затруднения доступа (прохода) акционеров к месту регистрации на собрание и в само помещение; - если обсуждение вопросов будет проходить по видео-конференц-связи, уведомлять об этом акционеров при подготовке к проведению собрания.

Информационное письмо Банка России от 11.12.2017 N ИН-06-28/57

"О рекомендациях по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества информации о вознаграждении членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников публичного акционерного общества"

Источник публикации: "Вестник Банка России", N 108, 18.12.2017.

Банк России рекомендовал в годовом отчете ПАО раскрывать информацию о вознаграждениях руководства в простой и понятной форме, позволяющей интерпретировать ее однозначно.
Рекомендации Банка России являются отправной точкой, устанавливающей общие направления и объем раскрытия информации. Конкретное содержание и форма раскрытия сведений определяются организациями самостоятельно в зависимости от масштаба и специфики деятельности, стратегии и этапа развития бизнеса. В годовом отчете рекомендуется отразить сведения: о принятой в обществе политике в области вознаграждения и ее изменениях в отчетном периоде, включая, в частности указание ключевых принципов, отражающих подходы к определению видов и размеров вознаграждений, форм мотивации. Количественные показатели рекомендовано представлять не только в отношении членов органов управления общества, но также иных ключевых руководящих работников. Также необходимо учитывать, что представляемая информация включает вознаграждения указанных лиц и вознаграждения связанных с ними лиц (супругов, детей и иных членов семьи), а также вознаграждения нестандартной формы (социальные пакеты, компенсации расходов, пенсионные отчисления, обеспечение автомобилями, жилыми помещениями и т.д.). Отмечено также, что в целях объективного представления информации за текущий год, целесообразно приводить ее в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие отчетные периоды. В приложении приведена примерная форма для представления данных о суммарном (агрегированном) размере вознаграждения.

Письмо ФАС России от 19.09.2017 N ВК/64976/17

"О направлении информации по вопросам, связанным с необходимостью предоставления совместно с заявлением об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Отсутствие лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами является основанием для отказа в установлении тарифов на соответствующий вид деятельности в указанной сфере.
Сообщается, что порядок установления тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов определен Правилами регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, которые в качестве единственного основания для отказа в рассмотрении документов на установление тарифов предусматривают непредставление регулируемой организацией обосновывающих материалов по уведомлению органа регулирования о необходимости представления таких материалов в полном объеме. При этом деятельность в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности является лицензируемой. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". В этой связи, осуществление юрлицами и ИП деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без лицензии не допускается.

Росфинмониторинг

"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу"

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fedsfm.ru/ по состоянию на 19.12.2017).

Росфинмониторингом обобщены результаты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за первое полугодие 2017 года.
Указывается, что государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма осуществляется Росфинмониторингом и его территориальными органами в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Надзорная деятельность осуществляется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В Обзоре приведены, в частности: - сведения об оспаривании в судах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения проверок; - сведения об основных выявленных нарушениях обязательных требований; - анализ проблемных вопросов правоприменительной практики.

Роструд

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 1 квартал 2017г."

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.rostrud.ru по состоянию на 27.12.2017).

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за I квартал 2017 года.
В докладе содержатся: разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований и новых требований нормативно-правовых актов (в том числе по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда при смене одного помещения на другое, по вопросам сокращения численности или штата работников); разъяснение новых требований нормативно-правовых актов; результаты работы по выявлению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований; анализ обращений граждан и организаций по вопросам наличия пробелов и противоречий действующего законодательства.

Роструд

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2 квартал 2017г."

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.rostrud.ru по состоянию на 27.12.2017).

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за II квартал 2017 года.
Доклад включает в себя: разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований и новых требований нормативно-правовых актов (в том числе по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда при смене одного помещения на другое, по вопросам сокращения численности или штата работников); разъяснение новых требований нормативно-правовых актов; результаты работы по выявлению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований; информацию о принятых решениях Конституционного Суда РФ, практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Роструд

"Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений"

Роструд рассортировал нарушения трудового законодательства по степени негатива для работников.
Перечень типовых нарушений с их классификацией позволит работодателям понять, за что, вероятно, следует ждать более строгого наказания. Выделены три категории риска (высокий, средний и низкий) в зависимости от негативных последствий для работника. Самые серьезные нарушения (10 баллов из 10) работодатель допускает, когда: - уклоняется от оформления трудового договора или заключает вместо него гражданско-правовой; - не предоставляет дополнительный отпуск; - не выплачивает зарплату или платит зарплату ниже МРОТ; - нарушает процедуру увольнения при ликвидации организации, сокращении численности или штата; - не обеспечивает требования охраны труда при организации работ; - допускает к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания. Напомним, по общему правилу за нарушение трудового законодательства грозит предупреждение или штраф. Штраф для должностного лица составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; для юрлица - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. А, к примеру, за ненадлежащее оформление трудовых отношений, "зарплатные" нарушения, несоблюдение требований охраны труда ответственность предусмотрена отдельными нормами.

Информация Роспотребнадзора

"О защите прав потребителей при сбое кассового оборудования"

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rospotrebnadzor.ru по состоянию на 21.12.2017).

Роспотребнадзор разъяснил, как покупатель может подтвердить факт совершения покупки при отсутствии кассового чека в результате сбоя кассового оборудования. Сообщается, в частности, что согласно пункту 28 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Таким образом, при приобретении дорогостоящих товаров и техники, одежды и т.д. в случае сбоев работы технического оборудования, в том числе кассовой техники, потребителю рекомендуется запастись сведениями о свидетелях этой сделки, потребитель вправе произвести фото- или видеосъемку процесса покупки, чтобы воспользоваться этими данными при возврате товара. Возможно оформление дополнительных документов на бланках продавца (товарный чек, гарантийный талон, сервисные книжки) с указанием даты совершения покупки и по возможности ее цены.

Приказ Минюста России от 21.12.2017 N 265

"О внесении изменений в порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2016 N 313"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2017.

Начало действия документа: Вступил в силу 07.01.2018.

Актуализирован порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Данный порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, согласно которому не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Президиум Верховного Суда РФ 20.12.2017

"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"

Источник публикации: Документ опубликован не был

За утрату, повреждение или недостачу груза отвечает перевозчик, даже если в происшедшем нет его вины. Перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от наличия или отсутствия вины, он несет ответственность за случай. Правило действует, если иное не предусмотрено законом. Такой вывод привел ВС РФ в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции. Например, грузовой автомобиль попал в ДТП, груз оказался поврежден. По мнению Верховного суда, перевозчик все равно будет отвечать за груз, хоть и в происшествии виноват не он. Да, в ГК РФ сказано, что перевозчика можно освободить от возмещения реального ущерба, если обстоятельства, в которых груз поврежден, были объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми. Однако ДТП не является непредвидимым обстоятельством, потому что профессиональный перевозчик не мог не знать о таком риске.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

"О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"

Источник публикации: "Российская газета", N 297, 29.12.2017.

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов в деле о банкротстве. Верховным Судом подчеркивается, что при применении данного механизма судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта, его самостоятельную ответственность, наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии и согласовании деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица.

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru