Выпуск от 09 июня 2018. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 04.06.2018 N 133-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, "Российская газета", N 121, 06.06.2018.
Начало действия документа: Вступает в силу 03.09.2018 (за исключением отдельных положений).
Теперь президент может определять особенности регулирования деятельности юрлиц и совершения сделок.
С 4 июня в исключительных случаях президент может устанавливать особенности: - создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности. Правило коснется в том числе реализации обязанности юрлиц по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности; - совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет; - правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг; - учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности. В каких именно исключительных случаях это возможно, законом не уточняется.
Федеральный закон от 04.06.2018 N 142-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, "Российская газета", N 121, 06.06.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 04.06.2018.
Приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на совершенствование порядка представления интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств.
Законом закрепляются полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования по представлению в суде интересов соответствующего публично-правового образования в делах по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса к лицам, чьи виновные действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет казны. Вносятся изменения, касающиеся исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов. Также предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ может быть увеличен за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета на 1 января 2018 года в объеме 32,98 млрд. рублей для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Кроме того, в целях исключения временного кассового разрыва в 2018 году Правительству РФ предоставлено право при управлении остатками средств федерального бюджета предоставлять средства бюджету ПФР при условии их возврата не позднее последнего рабочего дня текущего года.
Федеральный закон от 04.06.2018 N 132-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и статью 8 Федерального закона "Об организованных торгах"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, "Российская газета", N 121, 06.06.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 04.06.2018.
Положения законодательства о клиринговой деятельности приведены в соответствие с действующей редакцией Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть вторая ГК РФ была дополнена новыми статьями, регулирующими особенности договоров банковского вклада и банковского счета в драгоценных металлах. Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге), в случае осуществления клиринга с участием центрального контрагента, а также в иных случаях, установленных нормативными актами Банка России и (или) правилами клиринга, исполнение обязательств, допущенных к клирингу, должно обеспечиваться индивидуальным и (или) коллективным клиринговым обеспечением. При этом имущество, которое может быть использовано для исполнения и (или) обеспечения обязательств, допущенных к клирингу, может аккумулироваться на торговых и (или) клиринговых счетах, режим функционирования которых регламентирован Законом о клиринге. В текущей редакции Закона о клиринге на банковском торговом счете и на банковском клиринговом счете учитываются денежные средства в рублях и в иностранной валюте. Таким образом, после вступления в силу изменений в ГК РФ, содержащиеся в Законе о клиринге положения о торговых и клиринговых банковских счетах будут препятствовать возможности зачисления и учета таким счетам драгоценных металлов в целях исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу.
Постановление Правительства РФ от 26.05.2018 N 601
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 06.06.2018.
Компаниям станет проще понизить категорию пожарного риска небольших объектов.
6 июня начнет действовать новое условие для понижения категорий значительного, среднего и умеренного риска объекта защиты. Речь идет о регистрации декларации пожарной безопасности для объекта максимум с двумя этажами, общая площадь которого не более 1500 кв. м. Исключение - здания классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф.1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2. Декларация должна содержать в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта. Категорию среднего, умеренного и низкого риска повысят, если имеется хотя бы одно из следующих условий: - независимая оценка пожарного риска показала, что объект не соответствует требованиям пожарной безопасности; - есть сведения о пожаре, происшедшем на объекте за последние пять лет; - за последние три года вступило в силу минимум одно постановление суда об административном приостановлении деятельности юрлица и ИП на объекте. Сейчас для повышения категории должны выполняться все перечисленные условия. Заметим, что рассмотренные поправки есть в проекте, который МЧС недавно вынесло на публичное обсуждение.
Приказ Минпромторга России от 28.02.2018 N 586
"Об утверждении методических рекомендаций по заполнению форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минпромторгом России утверждены методические рекомендации по заполнению форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности.
Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития. Согласно утвержденным методическим рекомендациям, субъектам деятельности в сфере промышленности, имеющим дочерние общества, у которых отсутствует потребность в получении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности или использовании сервисов системы, рекомендуется самостоятельно представлять информацию о дочерних обществах для включения в систему. В иных случаях информацию для включения в систему дочерним обществам рекомендуется представлять оператору системы самостоятельно. При этом основному товариществу или обществу рекомендуется информацию в систему по дочернему обществу не представлять. В случае если субъект деятельности в сфере промышленности, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, представляет информацию для включения в систему один раз в пять лет, в соответствующих формах рекомендуется представлять данные за календарный год, предшествующий дате заполнения формы. Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Приказа Минпромторга России от 28.02.2018 N 585, которым утверждены формы предоставления такой информации.
Приказ Минтранса России от 12.03.2018 N 88
"Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.05.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 11.06.2018.
Регламентирован порядок осуществления Росжелдором аккредитации юрлиц для проведения проверки в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу.
Согласно регламенту, заявитель представляет следующие документы: - копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности, осуществляемые при проведении проверки в целях аттестации; - организационно-распорядительные документы, регламентирующие обеспечение ограниченного доступа к персональным данным аттестуемых лиц; - документы, подтверждающие профессиональную подготовку работников Заявителя (копии трудовых книжек, документов об образовании и квалификации), а также сведения, подтверждающие их соответствие установленным требованиям; - копии документов бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; - копии документов, подтверждающих наличие необходимых помещений (учебных кабинетов, в которых могут обучаться не менее 10 человек одновременно), оборудованных наглядными пособиями, техническими средствами и вспомогательным оборудованием, позволяющим в том числе осуществлять дистанционную проверку не менее 10 человек одновременно; - ранее выданное свидетельство об аккредитации (в случае, если свидетельство выдавалось). Решение о выдаче свидетельства об аккредитации (продлении срока действия) Росжелдор принимает в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации заявления. За выдачу свидетельства об аккредитации взимается госпошлина - 5 000 рублей.
Письмо ФНС России от 26.04.2018 N БС-4-21/8106@
"О порядке освобождения индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, от налогообложения имущества, используемого для предпринимательской деятельности" (вместе с Письмом Минфина России от 24.04.2018 N 03-05-04-01/27810)
Источник публикации: Документ опубликован не был
Имущество ИП, находящееся в ремонте, не означает, что оно не используется в предпринимательской деятельности.
Применение ИП специальных режимов налогообложения (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности (за исключением объектов, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров). С учетом сложившейся судебной практики сообщается, что имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в случае и в период его фактического использования, но и в случае: осуществления подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, ремонт помещения); если назначение объекта недвижимости исключает возможность его использования в личных, семейных и иных не связанных с предпринимательством целях.
Информационное письмо ФНП
"По вопросам внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество и совершения исполнительных надписей на кредитных договорах"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.notary-rd.ru по состоянию на 30.05.2018).
Взыскание долга по кредиту без суда: ФНП облегчила жизнь банкам вопреки Роспотребнадзору и практике.
По мнению ФНП, для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество банк не обязан представлять нотариусу: - копию уведомления о наличии долга; - документ, подтверждающий, что взыскатель направил уведомление должнику. Уведомление и подтверждающий документ не упоминаются в специальной статье Основ законодательства РФ о нотариате, где перечислены документы, нужные для совершения указанной исполнительной надписи. Ранее Роспотребнадзор и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд высказывали противоположную позицию. Полагаем, нотариусы прислушаются к ФНП, что упростит банкам работу.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"
Источник публикации: "Российская газета", N 121, 06.06.2018.
Верховный суд указал, когда срок на обращение в суд пропущен работником по уважительной причине.
Суд может восстановить срок, если он пропущен из-за того, что сотрудник:
- ошибся с подсудностью и первоначально подал иск в другой суд с соблюдением срока;
- своевременно обратился в инспекцию труда и прокуратуру или в один из этих органов и рассчитывал, что спор решится во внесудебном порядке.
Об уважительности таких причин сказано в новом Постановлении Пленума ВС РФ. Они перечислены наряду с примерами, которые были давно известны и упоминались еще в Постановлении 2004 года. Отметим, Верховный суд уже указывал, что ошибочное определение подсудности не зависит от работника и время, пока исковое заявление находится не в том суде, нужно исключать из срока на обращение в суд. Такая практика встречалась, например, в июле 2017 года и октябре 2016 года. Что касается второй причины, здесь все не так однозначно. Пленум ВС РФ привел пример: по заявлению работника во внесудебном порядке принято решение о том, что работодатель должен устранить нарушения. В этой ситуации работник правомерно ждет, что спор решится без суда, поэтому пропускает срок подачи иска по уважительной причине. Вместе с тем в практике судов ранее встречался иной, более категоричный, подход: обращение в госорганы, в частности в инспекцию труда, в любом случае не мешает параллельно подать иск в суд и не является уважительной причиной пропуска срока. На это указывали Свердловский областной суд, Мосгорсуд, Оренбургский областной суд.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.