Выпуск от 03 декабря 2018. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 27.11.2018 N 425-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.11.2018, "Российская газета", N 270, 30.11.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 27.11.2018 (за исключением отдельных положений).
В законодательных актах закреплены условия ведения деятельности самозанятыми лицами.
В связи с проведением эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых лиц внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе в НК РФ, Закон о ККТ и Закон об обязательном пенсионном страховании. Законом, в частности, в НК РФ установлена ответственность в виде штрафа за нарушение сроков передачи в налоговый орган сведений о расчетах, связанных с получением дохода, в отношении которого уплачивается налог на профессиональный доход. Уточнены положения НК РФ, касающиеся предоставления имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности. В Законе о ККТ предусматривается возможность не применять контрольно-кассовую технику индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход. Устанавливаются особенности уплаты налогоплательщиками, применяющими данный налоговый режим, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке. Кроме того, законом продлевается на 2019 год освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ в отношении услуг репетиторов, помощников по хозяйству и пр.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2018.
Начало действия документа: В соответствии со статьей 21 данный документ вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах.
В кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин "подведомственность" заменен термином "компетенция" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел); термин "место нахождения", использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином "адрес"; уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей); увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом; уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции; пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу; установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде; уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение; установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции; в ГПК РФ включен новый параграф "Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации"; в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими; предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу. Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
Федеральный закон от 27.11.2018 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.11.2018, "Российская газета", N 270, 30.11.2018.
Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2019.
Принят закон о льготах для лиц, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры.
В случае осуществления пожертвований учреждениям культуры и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры, законами субъектов РФ предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ может быть увеличен с 25 до 30 % суммы дохода, подлежащего налогообложению. Для организаций предусматривается возможность уменьшения налога на прибыль на сумму инвестиционного налогового вычета в сумме расходов в виде пожертвований. Размер такого вычета не должен быть более 100% суммы расходов на пожертвования, перечисленной указанным выше организациям. Право на применение инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов на пожертвования и категории учреждений культуры и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым учитываются при определении вычета, устанавливаются законами субъектов РФ.
Постановление Правительства РФ от 20.11.2018 N 1389
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2018, "Собрание законодательства РФ", 26.11.2018, N 48, ст. 7430.
Начало действия документа: Вступил в силу 30.11.2018.
Скорректированы требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг (кроме государственных (муниципальных) учреждений).
Установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается в том числе порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным категориям и (или) критериям отбора, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, без повторного прохождения проверки на соответствие указанным категориям и (или) критериям отбора (при необходимости). Определено также, что правовой акт, регулирующий предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должен содержать положения о перечислении субсидии на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Банка России или кредитных организациях (кроме субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению).
Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398
"Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.11.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.12.2018.
Регламентирован порядок проведения контрольных закупок.
Указывается, что контрольная закупка проводится в установленных федеральными законами случаях и по основаниям, установленным Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для проведения внеплановых выездных проверок. Контрольная закупка проводится в случаях, если оценка соблюдения требований, установленных законодательством, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения контрольной закупки индикаторов риска нарушения обязательных требований. Постановлением установлены, в частности: порядок принятия решения о проведении контрольной закупки; требования к содержанию приказа о проведении контрольной закупки; особенности проведения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств или безналичных расчетов; порядок проведения контрольной закупки; сроки составления акта по результатам проведения контрольной закупки и принятия (в случае необходимости) мер по результатам проведения контрольной закупки; требования к содержанию акта по результатам контрольной закупки.
Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1399
"О внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра проверок"
Источник публикации: Документ опубликован не был
В единый реестр проверок будет включаться информация о новых видах проверок и о контрольной закупке.
Установлено, что в реестр будет включаться информация о плановых и внеплановых проверках (результатах их проведения и принятых мерах), в том числе:
- деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в т.ч. в отношении федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, не имеющих статуса ИП. Также в реестр будет включаться информация о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Установлено, что совокупность включаемой в единый реестр проверок информации составляет электронный паспорт проверки или контрольной закупки. Уточнена информация о составе и сроках внесения в единый реестр проверок сведений, а также доступа к информации реестра отдельных лиц и организаций. В настоящее время реестр содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юрлиц и ИП, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и проверках органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц, об их результатах и о принятых мерах.
Приказ Минэкономразвития России от 25.10.2018 N 577
"О внесении изменений в Порядок аккредитации арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2018 г. N 263"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.11.2018.
Начало действия документа: Вступил в силу 04.12.2018.
Уточнен состав документов для аккредитации Фондом защиты прав дольщиков арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве застройщика.
Для аккредитации публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства" арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) к заявлению об аккредитации необходимо приложить выписку из реестра членов СРО арбитражных управляющих, полученную кандидатом на аккредитацию не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, вместо копии документа, подтверждающего членство кандидата на аккредитацию в СРО арбитражных управляющих. Кроме того, Порядок аккредитации арбитражных управляющих, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 23.05.2018 N 263, приведен в соответствие с Федеральным законом от 01.07.2018 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Информация ФНС России
"О решении о принятии обеспечительных мер"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 22.11.2018).
Верховный Суд РФ: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества организации без согласия налогового органа не нарушает права налогоплательщика.
По результатам выездной проверки инспекция доначислила организации налоги, пени и штраф. Чтобы обеспечить их поступление в бюджет, инспекция вынесла решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества организации без согласия налогового органа. Организация обратилась в суд, посчитав, что данное решение налогового органа нарушает ее права как собственника, который может свободно распоряжаться своим имуществом. Суды трех инстанций в удовлетворении заявления организации отказали, указав при этом, что решение налогового органа не ограничивает права налогоплательщика по распоряжению принадлежащим ему имуществом, так как предусматривает возможность его реализации, но с согласия налогового органа. Принятая мера не влечет изъятия из оборота организации денежных средств и не препятствует владеть и пользоваться по своему усмотрению имуществом в текущей производственной деятельности. Организация обратилась в Верховный Суд РФ, который отказал ей в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.
Информация Банка России
"Информация о бюро кредитных историй теперь доступна через портал Госуслуг"
Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru по состоянию на 21.11.2018).
Узнать, в каком бюро хранится кредитная история, теперь можно на портале госуслуг.
С недавнего времени организации и граждане могут получить информацию о бюро кредитных историй (БКИ), в котором хранится их кредитная история, через портал госуслуг. Об этом сообщил Банк России. Юрлицо, желающее воспользоваться этой бесплатной возможностью, должно после авторизации на портале сделать четыре шага: 1) зайти в каталог госуслуг; 2) перейти в раздел "Налоги и финансы"; 3) выбрать "Сведения о бюро кредитных историй"; 4) выбрать "Сведения о БКИ, в котором (которых) хранится КИ субъекта КИ". Затем остается лишь перепроверить реквизиты электронного заявления, которое портал формирует автоматически, и нажать кнопку "Отправить заявление". В течение часа личный кабинет юрлица на портале госуслуг придет следующая информация о БКИ: номер в госреестре; полное фирменное наименование; адрес (место нахождения); телефон. Если, например, у компании нет кредитной истории, поступит сообщение об отсутствии в Центральном каталоге кредитных историй запрашиваемых сведений. Напомним, узнать, в каком БКИ хранится кредитная история, нужно для того, чтобы понять, куда за ней обращаться.
Разъяснение ФАС России N 15 "О привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 24.10.2018 N 11)
Источник публикации: Документ опубликован не был
Привлечение к административной ответственности может иметь место только в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, злоупотребившего доминирующим положением на товарном рынке, при наличии определенных условий.
Согласно представленным разъяснениям, в частности:
привлечение к административной ответственности возможно в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, злоупотребившего доминирующим положением, и его должностного лица при обязательном наличии в совокупности следующих условий: доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта, совершение им действия или бездействия, которое приводит или может привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции, а также при наличии объективной взаимосвязи между таким доминирующим положением, действием или бездействием и последствиями; определение доминирующего положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, за исключением финансовой организации (коллективное доминирующее положение), должно проводиться на основе анализа количественного критерия (сведений о размерах долей хозяйствующих субъектов) и качественных характеристик товарного рынка (в т.ч. неизменности в течение длительного периода относительных размеров долей хозяйствующих субъектов); хозяйствующий субъект вправе представить любые доказательства того, что он не имеет возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (обязанность доказывания того, что положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим, лежит на хозяйствующем субъекте); выданное по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении доминирующим положением предписание должно быть исполнимым, т.е. должно означать, что предписанные действия именно данного конкретного хозяйствующего субъекта приведут к прекращению ограничения, устранения или недопущения конкуренции на товарном рынке или прекращению ущемления интересов неопределенного круга лиц.
Подписка на рассылку обзоров
Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.