КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»

Онлайн-интервью «Налоги 2015: изменения и практика применения» с руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми Л.В. Максимовой

← к списку онлайн-интервью Максимова Л.В.

«Налоги 2015: изменения и практика применения»

8 июня 2015 года состоялось онлайн-интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми Ларисой Владимировной Максимовой. В ходе интервью Лариса Владимировна ответила на вопросы посетителей сайта.

  • Елена (г. Сыктывкар): Юридическое лицо реорганизовано в форме выделения. На основании разделительного баланса к нему перешли объекты движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учёт в качестве основных средств у реорганизованной организации. Согласно пп. 25 статьи 381 главы «Налог на имущество» НК РФ такие объекты освобождаются от налогообложения, исключением объектов движимого имущества, принятых в результате реорганизации и ликвидации юридических лиц. Может ли организация, созданная в форме выделения, воспользоваться налоговой льготой получив объект, освобожденный от налогообложения?

    Лариса Владимировна: Минфин России письмом от 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233 в отношении движимого имущества, принятого на учет в состав основных средств в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, и сообщает следующее.

    В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 381 НК РФ дополнена пунктом 25, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми. Указанное положение вступает в силу с 1 января 2015 года.

    Таким образом, льгота по налогу на имущество организаций по пункту 25 статьи 381 НК РФ начиная с 1 января 2015 года не распространяется на движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в состав основных средств в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц.

  • Михаил (г. Сыктывкар): Организация размещает денежные средства в виде неснижаемого остатка на расчётном счете. Как правильно отражать в учете организации доходы в виде процентов, начисленных банком на неснижаемый остаток денежных средств?

    Лариса Владимировна: В соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ доход в виде процентов за использование банком средств организации, находящихся на ее расчетном счете в банке, признается организацией в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

    В случае учёта организацией доходов по кассовому методу датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счет в банке. В этом случае подтверждающим документом факта получения дохода будет являться выписка с расчётного счёта организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ и с пунктом 5 статьи 346.4 НК РФ кассовый метод учёта доходов обязателен для налогоплательщиков применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачиваемых единый сельскохозяйственный налог.

    В случае учёта организацией доходов находящихся на общей системе налогообложения и использующей метод начисления, доходы в соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств на расчётный счёт. В этом случае величину полученного дохода организация определяет самостоятельно в соответствии с условиями договора с банком.

  • Виктория (г. Сыктывкар): Можно ли получить имущественный налоговый вычет в 2015 году на приобретенную квартиру в 2015 году в размере 1 000 000 рублей, если в 2007 году уже был получен имущественный вычет на квартиру, приобретенную в 2007 году в размере 1 000 000 рублей.

    Лариса Владимировна: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) положения ст. 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу Закона (1 января 2014 г.).

    Пунктом 11 ст. 220 Кодекса (в редакции Закона) установлено, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, не допускается.

    Аналогичная норма установлена в действующей редакции ст. 220 Кодекса (абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса).

    Таким образом, положения указанного Закона применяются к налогоплательщикам, которые ранее не использовали свое право на получение имущественного налогового вычета и обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении, в частности, квартир, право собственности на которые зарегистрировано налогоплательщиком начиная с 1 января 2014 года.

    В этой связи, поскольку налогоплательщик ранее воспользовался имущественным налоговым вычетом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством (имущественный налоговый вычет получен по квартире, приобретенной в 2007 году), оснований для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением налогоплательщиком в 2015 году квартиры не имеется. (письмо Минфина от 9 августа 2013 г. N 03-04-05/32329)

  • Владимир (г. Сыктывкар): Облагается ли налогом возмещение расходов на оплату проезда до места отдыха и обратно за пределы РФ с Сыктывкарского аэропорта.

    Лариса Владимировна: В соответствии с пунктом 3 статьи 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

    Статьей 325 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

    Кроме того, указанной статьей 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

    Аналогичные нормы содержатся в статье 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).

    К компенсационным выплатам, не подлежащим обложению НДФЛ на основании п.3 ст.217, относится стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно только в пределах территории Российской Федерации.

    Юридическое оформление пересечения Государственной границы производится в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    В соответствии с абзацем вторым пункта 13 «Порядка оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005г. № 212 (в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 13.06.2006г. № 138, от 07.05.2007г. № 81), при выезде в отпуск за пределы Российской Федерации расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно возмещаются исходя из стоимости проезда при следовании к месту использования отпуска до границы Российской Федерации и обратно от границы Российской Федерации при представлении работником:

    • либо справки соответствующей транспортной организации о коэффициенте и стоимости проезда до границы Российской Федерации и справки организации, осуществляющей свою деятельность на рынке туристических услуг, о стоимости проезда и провоза багажа в пределах Российской Федерации по маршруту следования до границы Российской Федерации;
    • либо проездных билетов и справки соответствующей транспортной организации о коэффициенте и стоимости проезда до границы Российской Федерации.

    Определять понятие «граница» не входит в компетенцию налоговых органов.

    Вместе с тем, предлагаем вам при оплате стоимости проезда в случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации руководствоваться пунктом 10 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 года № 455: «В случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации. В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.»

    Таким образом, компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в случае поездки за пределы Российской Федерации из аэропорта г. Сыктывкара при соблюдении всех выше перечисленных условий не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

  • Ксения (с. Усть-Кулом): Ранее компенсационные выплаты выходного пособия и среднемесячная заработная плата на период трудоустройства не облагались налогами. Изменилась ли ситуация в 2015 году?

    Лариса Владимировна: В соответствии со статьей 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, связанных с увольнением работников кроме, предусмотренных данной статьей, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

    Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Указанные положения п. 3 ст. 217 Кодекса применяются в отношении доходов, выплачиваемых в соответствии с трудовым или коллективным договором работникам организации независимо от занимаемой ими должности, а также независимо от основания, по которому производится увольнение (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2013 г. N 03-04-05/6-360).

    Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

    На основании выше изложенного, освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц единовременная выплата, осуществляемая в соответствии со статьей 178 ТК РФ, в размере, не превышающем шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Сумма превышения шестикратного размера среднего месячного заработка подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

  • Лидия Александровна (г. Сыктывкар): Сейчас индивидуальным предпринимателям, работающим по ЕНВД, не нужно заполнять счета-фактуры и товарные накладные. С чем это связано?

    Лариса Владимировна: В соответствии со ст.346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а так же не платит налог на прибыль (для организаций) или налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), в связи, с чем обязанность по ведению счетов – фактур товарных накладных отсутствует.

    Вместе с тем, индивидуальным предпринимателям, плательщикам единого налога на вмененный доход законодательством не запрещено по просьбе покупателей выписывать товарные накладные и счета-фактуры без НДС (Основание: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2014 №А27-13466/2013).

  • …: Разъясните, может ли вышестоящий налоговый орган при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика проводить мероприятия налогового контроля?

    Лариса Владимировна: В пункте 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 разъяснено что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляется им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом, из системного толкования норм Налогового Кодекса РФ, контрольные мероприятия в рамках рассмотрения жалобы не могут быть проведены. За вышестоящим налоговым органом сохраняется право на получение информации от налогового органа, от экспертов, специалистов, разъясняющих отраслевые особенности. Нижестоящий налоговый орган вправе передать результаты мероприятий, в том числе проведенных им вне рамок выездных и камеральных проверок, но в установленном законом порядке.

  • …: А какие последствия могут возникнуть в случае представления налогоплательщиком дополнительных доказательств в суд?

    Лариса Владимировна: Особо хочу обратить внимание, что указанные действия налогоплательщика могут привести к негативным последствиям в виде возложения на последнего судебных расходов полностью или в части независимо от результатов рассмотрения дела в суде, что также закреплено в пункте 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. Исключением является лишь подтверждение наличия объективных препятствий к их своевременному представлению в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения спора.

  • …: Какими документами можно подтвердить полномочия представителя физического лица?

    Лариса Владимировна: Полномочия физического лица, выступающего представителем в отношении другого физического лица, подтверждаются нотариально заверенной доверенностью. Нотариально заверенная копия доверенности налогоплательщика прикладывается к жалобе. Простой копии с оригинала нотариально заверенной доверенности недостаточно.

    Указанное требование распространяется и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, о чем указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 4 упомянутого Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57.

    Представление не заверенной в установленном законом порядке копии доверенности приводит к оставлению жалобы без рассмотрения.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru