
Выпуск от 03.07.2017. Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и содержит аннотации к наиболее интересным документам по финансовой и кадровой тематике. Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.
Федеральный закон от 01.05.2017 N 86-ФЗ
"О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2017, "Собрание законодательства РФ", 01.05.2017, N 18, ст. 2663, "Российская газета", N 94, 03.05.2017, "Парламентская газета", N 17, 05-11.05.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.07.2017.
Поправки об электронных больничных вступают в силу с июля. Привычные бумажные листки нетрудоспособности с 1 июля не отменяются. Но с согласия пациента медорганизация оформит ему электронный больничный. Чтобы применить новшество, работодатель пациента и медорганизация должны быть участниками системы информационного взаимодействия. Как она будет работать, определит правительство. Как именно будут формироваться электронные больничные, пока не уточняется. Это решит Минздрав по согласованию с Минтрудом и ФСС. Уже сейчас действует пилотный проект. На сайте ФСС есть техническая информация и личные кабинеты, которые, видимо, будут использоваться для оформления и хранения электронных больничных.
Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2017 N 1335-р
"Об утверждении формы справки, содержащей сведения о федеральном государственном гражданском служащем, включаемом в кадровый резерв федерального государственного органа"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 26.06.2017.
Утверждена форма справки, выдаваемой на гражданского служащего, включаемого в кадровый резерв федерального государственного органа. Справка, в числе прочего, включает в себя сведения о знаниях и умениях государственного служащего, выполняемой им работе, профессиональных достижениях; стаже государственной гражданской службы на дату включения в резерв, стаже работы по специальности, группе должностей, на которые может быть осуществлено назначение из кадрового резерва, мероприятиях по профессиональному развитию в период нахождения в кадровом резерве.
Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 742
"Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река - море) плавания"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.06.2017.
Начало действия документа: Вступил в силу 27.06.2017.
На морских судах, судах внутреннего и смешанного плавания запрещено работать лицам, имеющим остроту зрения ниже 0,5 на каждом глазу, затрудняющее общение заикание или сердечные и сосудистые имплантаты и трансплантаты и пр. Правительством РФ утвержден перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река - море) плавания, состоящий из 108 наименований, среди которых: инфекционные и паразитарные болезни; новообразования; болезни крови, эндокринной системы; психические расстройства и расстройства поведения; болезни нервной системы; болезни глаза, уха, органов дыхания, пищеварения, кожи, костно-мышечной системы и др.
Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 N 625
"О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.05.2017, "Собрание законодательства РФ", 05.06.2017, N 23, ст. 3324.
Начало действия документа: Вступил в силу 01.07.2017.
Юрлица должны с июля составлять счета-фактуры по обновленной форме. Новую форму нужно использовать всем организациям. Единственное изменение в том, что появилась строка 8 "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)". Ее придется заполнять только тем, у кого есть сведения:
- об идентификаторе госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоре или соглашении о предоставлении из федерального бюджета субсидий, инвестиций, взносов в уставный капитал.
Аналогичное изменение внесено и в форму корректировочного счета-фактуры.
Приказ ФСС РФ от 07.06.2017 N 275
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения"
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 09.07.2017.
ФСС РФ внес изменения в расчет по страховым взносам (4-ФСС). В форму расчета (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) внесены, в частности, следующие изменения:
титульный лист дополнен полем для проставления признака страхователя, являющегося бюджетной организацией в соответствии с источником финансирования;
таблица 2 "Расчеты по обязательному социальному страхованию..." дополнена строками для отражения информации, касающейся страхователей-правопреемников в отношении перешедшей к ним задолженности при реорганизации, а также строкой для отражения списанной задолженности в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.
Приказ Росстата от 21.06.2017 N 417
"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Начало действия документа: с отчета за 2017 год.
Утверждена новая годовая статистическая форма, по которой представляются сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (N 7-травматизм), действующая с отчета за 2017 год. Форму представляют в Росстат юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме финансовой и страховой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров; деятельности экстерриториальных организаций. Срок предоставления - 25 января. Возможно предоставление формы в электронном виде. Также утверждены указания по ее заполнению. С введением новой формы признается утратившим силу приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях", утвержденное Приказом Росстата от 19.06.2013 N 216.
Письмо ФНС России от 19.06.2017 N БС-4-21/11566@
"Об уплате транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца"
Источник публикации: Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 23.06.2017.
Минфин России сообщил, в каких случаях не уплачивается транспортный налог, если регистрация и снятие с учета ТС осуществлено за период менее одного месяца. Уплата налога не производится в отношении транспортных средств при их регистрации и снятии с учета:
- в период с 1 по 15 число месяца;
- в период с 16 по 30 число месяца;
- при регистрации после 15 числа одного месяца и снятии с регистрации до 15 числа следующего месяца;
- в один день.
Письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/11953@
"О применении кадастровой стоимости, пересмотренной в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минфин России разъяснил порядок исчисления налогов в случаях пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости. Одним из оснований пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является недостоверность сведений об объекте недвижимости. По итогам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, вносятся изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном статьей 5 НК РФ (данная статья предусматривает, в частности, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это). С учетом изложенного сообщается следующее:
- в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах;
- в случае уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости.
Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@
"Об освобождении от уплаты страховых взносов"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Подтвердить периоды, в течение которых плательщики - самозанятые лица освобождаются от уплаты страховых взносов, можно документами, рекомендованными ФНС России. Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие и т.д.), уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Налоговым кодексом РФ предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж, в течение которых такие плательщики освобождаются от уплаты страховых взносов (это, в частности, период прохождения военной службы, период ухода за ребенком до полутора лет или инвалидом, период проживания за границей и пр.). Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности в такие периоды, могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы. Сообщается также, что документами, являющимися основанием для подтверждения периодов освобождения от уплаты страховых взносов, являются, например, справки военных комиссариатов (в отношении периода прохождения военной службы); документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; документы, удостоверяющие факт и продолжительность нахождения на инвалидности. При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход. Периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, подтверждаются информацией, представляемой адвокатскими палатами субъектов РФ.
Письмо ФНС России от 19.06.2017 N ЕД-4-20/11625@
"Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники"
Источник публикации: "Официальные документы", N 24, 27.06-17.07.2017 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право")
С 1 июля 2017 года ККТ, не соответствующая новым требованиям, подлежит снятию с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя. В случае, если налогоплательщик не снял с регистрационного учета ККТ, не соответствующую новым требованиям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), но при этом ее модернизировал и зарегистрировал, то:
ККТ, не соответствующая требованиям, снимается налоговыми органами с регистрационного учета с 01.07.2017;
модернизированная ККТ продолжает применяться в соответствии с новым порядком.
Сообщается также, что налоговые органы обязаны сообщить таким пользователям ККТ о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с такой ККТ, до момента осуществления ее модернизации. Отмечено также, что к административной ответственности не привлекаются пользователи снятой с учета ККТ при наличии обстоятельств, указанных в письме Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121.
Письмо Минкультуры России от 15.06.2017 N 172-01.1-39-НМ
"О направлении Рекомендаций по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на "эффективный контракт"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минкультуры России подготовлены рекомендации по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на "эффективный контракт". В основе "эффективного контракта" заложена совокупность конкретизации в трудовом договоре должностных обязанностей работника по занимаемой должности, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат, способствующих повышению мотивации работника к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ), что является особенностью "эффективного контракта" и отличает его от обычного трудового договора. Отмечается, что в результате внедрения "эффективного контракта": обеспечится соответствие роста заработной платы работников учреждений культуры повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); повысится мотивация работников учреждений культуры к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ); обеспечится стимулирование уровня квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ); осуществится формирование гибкой и эффективной системы управления персоналом; обеспечится создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений; права и обязанности работников будут понятными, открытыми, доступными; повысится престижность и привлекательность работы в учреждениях культуры за счет внесенных в "эффективный контракт" показателей оценки труда работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ); повысится конкурентоспособность учреждений культуры. В приложении приводится методология условий оплаты труда, определяемых в "эффективном контракте" работника государственного (муниципального) учреждения культуры. Работы по переводу на "эффективный контракт" всех работников учреждений культуры планируется завершить в 2017 году.
Письмо Минздрава России от 18.05.2017 N 12-2/1101
"О сдаче крови или ее компонентов"
Источник публикации: Документ опубликован не был
Минздравом России даны разъяснения о периодичности сдачи крови, а также о гарантиях и компенсациях донорам в случае превышения максимально допустимого числа кроводач. Сообщается, в частности, что согласно законодательству РФ максимально допустимое число кроводач в год составляет у мужчин - 5, у женщин - 4. Интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом - 30 дней. Ограничения количества кроводач относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации плазмы крови или иных компонентов донорской крови. После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови. При сдаче крови работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику в зависимости от количества донаций законодательством РФ не предусмотрены. Предоставление гарантий и компенсаций обусловлено осуществлением работником сдачи крови либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что должно быть подтверждено документально.
Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"
Источник публикации: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 21.06.2017.
Начало действия документа: Вступает в силу 22.07.2017.
С 22 июля по недорогим контрактам юрлицо вправе подавать в банк только справку о валютных операциях. Документы, которые указаны в справке, представлять не нужно. Упрощенный порядок применяется при наличии одновременно следующих условий:
- обязательства по договору не превышают 1 тыс. долларов США или эквивалента этой суммы;
- иностранная валюта зачисляется на транзитный счет, списывается с расчетного счета.
Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015
Источник публикации: Документ опубликован не был
Верховный Суд РФ переквалифицировал действия налогоплательщика, не сообщившего в налоговую инспекцию об обособленных подразделениях, и значительно снизил штраф. По итогам выездной налоговой проверки налоговая инспекция установила, что организация не встала на налоговый учет по месту нахождения двух обособленных подразделений. Это послужило основанием для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ, предусматривающей штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 тысяч рублей. Штраф организации за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе составил более 7 млн. рублей. Не согласившись с выводами судебных инстанций, Верховный Суд РФ обратил внимание на следующее. Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений налогоплательщиков. Обязанность сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, предусмотрена подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Непредставление в установленный срок таких сведений влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. Суд указал, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации. В первом случае при наступлении ответственности по статье 116 НК РФ санкция подразумевает изъятие части дохода, что сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и определить его налоговые обязательства. Если у налогового органа имеется возможность осуществить налоговый контроль и установить неуплату (неполную уплату) суммы налогов, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности по статье 122 НК РФ. В рассматриваемом случае налоговая инспекция установила, что организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности через обособленные подразделения. Верховный Суд РФ указал, что при таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для привлечения организации к ответственности по статье 116 НК РФ, в связи с чем отменил решения нижестоящих судов и признал недействительным решение налоговой инспекции.
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 305-КГ17-6715 по делу N А40-66615/2016
Источник публикации: Документ опубликован не был
За непредставление документов по требованию инспекции оштрафуют, даже если их количество неизвестно. ВС РФ отказался пересматривать в порядке надзора акты нижестоящих судов. По их мнению, налогоплательщик мог определить, какие именно бумаги запросили у него контролеры. В требовании были названия документов и период, к которому они относятся, но отсутствовали их реквизиты и количество. Президиум ВАС РФ в 2008 году сообщал, что штраф неправомерен, если из требования инспекции непонятно, какие именно документы нужно представить.